ENVIRONMENTAL DESIGN, АНАЛИТИКА
Все, что происходит здесь, в дизайне архитектурной среды - темная комната. нет, конечно же есть топ, но даже в топе все совсем не однозначно.Будем разбираться. То есть совершенно необходимо разобраться, а по итогам будут "мифы современного интерьера"..  
 
 
 
       

Флер таинственности, окутывающий имена и деятельность российских дизайнеров, из области отсутствия информации в последнее время переместился в область нарочитости, намеков и поддразнивания. В одном из номеров журнала "Design illustrated" такая заметка: в Москве открылся очередной японский ресторан, "зал оформлен одним из самых востребованных дизайнеров столицы, предпочитающим, впрочем, сохранять инкогнито".
Сохраню стилистику анонимности и в своем повествовании.
Известный (достаточно) живописец, по слухам, считается дизайнером №1 в кругу обладателей загородных вилл и московских ресторанов. Однако, его имя ни на выставках, ни в прессе не фигурирует в качестве дизайнера. Говорят, что до этого он
не снисходит. Написано, например, что, обставляя новый дом, хозяин и дизайнер советовались с любимым художником, его живопись украшает стены дома, а вовсе не то, что он лично выступал в качестве дизайнера.
На многочисленных выставках архитектуры и дизайна мы встречаем одних и тех авторов проектов, в журналах - то же самое. Такое впечатление, что есть видимая часть огромного айсберга, представляющая собой профессионалов, работающих открыто, и подводная часть - инкогнито, анонимы, или скептики, игнорирующие мир профессионального общения.
Прошу прокомментировать это "инкогнидство" своего знакомого, в течение многих лет проектирующего интерьеры. Причины этого явления он начал называть, не задумываясь. Вопрос его явно не удивил. А вот для меня - его соображения прозвучали несколько неожиданно.
Первая причина - специфика российского налогообложения. Ее одной, наверное, достаточно. Рассказывают, что к одному известному архитектору после открытия очередного ресторана, спроектированного им, пожаловали люди в штатском и предложили рассмотреть два варианта дальнейшей жизни. Один - в местах, не столь отдаленных. Другой вариант - "дружба" с "блюстителями порядка" в крупном денежном выражении. Архитектору размер налога и форма его изъятия показались, по-видимому, малоподходящими. Поэтому долго его никто и нигде не встречал.
Вторая причина - тоже вполне убедительная. Времени нет. Участвовать в выставках, готовить материалы для публикаций, тусоваться на презентациях. Работы так много, что звук телефонного звонка вызывает физиологические сбои в организме.
Третья многослойная - из области творческой психологии. Сводится она к тому, что гордиться своей работой многим не приходится. Для одного, того же состоявшегося или несостоявшегося создателя "чистого" искусства, дизайн - заведомо компромисс, а не повод для тщеславия. Другой - считает, что заказчик своими требованиями и вмешательством мешает создавать достойное выставок и признания коллег произведение. Кстати, именно шедевры архитектурного искусства нередко оказываются на рынке вторичного жилья. Тяжело, оказывается, некоторым прижиться в искусственном мире чужих творческих фантазий.
Ну, а кто же все-таки составляет видимую часть этого айсберга - получатели дизайнерских призов, улыбающиеся со страниц журналов?
По мнению моего собеседника, это в основном две группы людей:
- творцы, неравнодушные к почету и регалиям, стремящиеся стать прижизненными классиками
- и те, кто хотят поднять уровень своих гонораров.
Звучит убедительно, тем более, что автор суждения - человек мыслящий, профессиональный, опытный и проч. Но, несомненно, это взгляд изнутри.
Снаружи - обо всем этом можно поразмышлять под другим углом зрения (не касаясь, финансовых аспектов). Насколько может быть хорош в качестве дизайнера неудачливый живописец? А если он процветает, то какой смысл осваивать новое, сложное, требующее больших знаний технологии дело?
Модные и успешные друзья друзей, дизайнеры средней руки, которых передают "из рук в руки" по рекомендации нередко проектирует интерьеры крупных банков, гостиниц, особняков. А заказчик искренне полагает, что у него-то интерьер делал Дизайнер №1. Потому что так его отрекомендовали. А до других форм аттестации он "не снисходит".

Роза Пискотина 2001г.

 
       
       
ЧИТАТЬПО ТЕМЕ:      
       
   
   
 

.....rudesign 2000 - 2010