НАШИ ГОСТИНИЦЫ
 
Гостиниц в России мало. Их не хватает, поэтому большинство из них плохие и нобоснованно дорогие. Лейтмотив такой точки зрения вы услышите от людей осведомленных и не очень в специфическом деле, организации гостиничного бизнеса. Эта проблема очевидна с обеих сторон прилавка, и, видимо, в ближайшее время будут предприниматься разнообразные попытки изменить ситуацию. Процесс, безусловно, очень интересный для посвященных.
Обычно, начиная размышлять о причинах явления, так или иначе обращаешься к его истории. А у советских гостиниц история особенная. За редким исключением здание гостиницы было вторым в городе по значению, после обкома партии. Мест тогда не хватало больше, чем сейчас, причем деньгами, даже очень приличными, вопросы размещения решались не всегда - нужны были связи. И постояльцы были тоже своеобразными. В наших гостиницах советские командированные специалисты, ощутив свободу от супружеских уз, "отрывались по полной". И даже в секретных партийных домах приемов поведение партработников особой деликатностью не отличалось. Все это определяло функцию. И среда гостиницы с откровенной достоверностью этой функции соответствовала ровно, как и хамство персонала. Все это было тогда и остается теперь любимой темой эстрадных сатириков. Даже величественные интерьеры исторических отелей, униженные духом беломора и дешевого портвейна, практически утратили свою статусность. Некогда воспетая Гиляровским самобытность московских постоялых дворов оказалась начисто стерта из памяти всех последующих поколений работников советских гостиниц. И теперь, через два десятка бурных лет реставрации капитализма, им приходится переосмысливать профессиональную сущность, что в общем-то значительно сложнее, чем обучаться с нуля.
   
  Рынок предложений отелей в России еще далек от эффективной конкуренции и по сути присутствует как формат только в самом верхнем, пятизвездочном сегменте. Здесь стандарт, в какой-то степени, задают отели, работающие под западными брэндами: KEMPINSKY, MARIOTT... В их рекламных проспектах термин ДИЗАЙН повторяется часто и с высокопарными определениями вроде эксклюзивный, великолепный, уникальный. Их менеджмент хорошо знает цену этого ресурса и не позволят обманывать искушенного иностранного гостя.  
   
  Профессиональные сообщества отельеров периодически устраивают переквалификацию звездности российских гостиниц. Однако, по причине вышеупомянутого недуга, критериями оценки служат, в числе прочего, количество полтенец в номерах и наличие 24-х часового обменника валюты (!) Термин ДИЗАЙН здесь вроде бы присутствует, слово произносят, но понимают как-то очень по-своему. Обычно его измеряют количеством завитушек на квадратном метре пространства. Больше завитушек - больше дизайна - выше звездность. Особенно часто о дизайне вспоминают в контексте индивидуальности. Почему-то это считается имманентной сущностью новых русских, - перманетно жаждать VIP-эксклюзива. Заблуждение очень устойчиво, и, как правило, под этим понимается какая-нибудь самоделка, первоспроизвести которую просто никому не придет в голову. Передвигаются же, в конце-концов, высокие гости на серийных мерседесах... и ничего, вроде довольны. Два очень мощных стереотипа определяют характер среды российского отеля высокого класса. Я назвал бы их КАК В КРЕМЛЕ и БОГАТО. Именно по этой причине все российские VIP и не VIP гостиницы убийственно похожи друг на друга и на кабинет президента одновременно. Не смотря на гарантированную дизайнерами идивидуальность.  
   
  В сегменте "четыре и ниже" все еще занятнее. Завитушки присутствуют попрежнему, но уже китайские. Еще больше фальшивой позолоты и значительно меньше реального бытового удобства. Очень трогательно выглядит в номерах пластмассовый плющ, кокетливо свисающий из кашпо "в березку", а гостя встречает распахнутый, обесточенный и пустой холодильник...
У всего происходящего есть своя логика. И все то, что мы не хотели бы видеть, но видим, происходит не столько по причине всеобщего невежества, а сколько под давлением различных обстоятельств, главные из которых - отсутствие профессионального опыта и оборотных средств развития. Но все же изменения происходят, - не могут не происходить. В воздухе витает ожидание бума инвестиций в гостиничный бизнес. Это похоже на правду. Снижение рентабельности торговой и офисной недвижимости теоретически должно заинтересовать инвесторов в строительстве гостиниц и их инфраструктуры. Потом еще Олипиада в Сочи... - действительно интересно. Самое время разобраться в тонкостях зарабатывающего механизма под названием "отель".
 
   
  Как мы уже убедились ДИЗАЙН реально востребован в среде специалистов-отельеров, но по большей части к нему обращаются исключительно, в декоративных целях. Но инструмент СИСТЕМНОГО ДИЗАЙНА может быть исключительно эффективным средством, позволяющим сразу все сделать правильно, это подтверждает профессиональная мировая практика. Поэтому представление о современных технологий ДИЗАЙНА наверняка не окажется лишним для многочисленных участников гостиничного бизнеса России.  
   
   
   
   
 

.....rudesign 2000 - 2012

E-mail:info@rudesign.ru. Метро ОКТЯБРЬСКОЕ ПОЛЕ
Почтовый адрес: 123060, Москва, ул. Расплетина, д.4 корп.2
тел. (495) 978 7538