ИЗМЕРЕНИЕ СТАТУСОВ
 
Во многих туристических справочниках встречается предупреждение о том, что в разных странах оцека уровня отеля не совпадает с традиционно европейской, а иногда и совсем отсутствует. Принятая у нас классификация тоже далеко не без слабых мест. Критерии оценки, в основном количественные - полотенца, частота смены белья, наличие дополнительных услуг и т.п. Тем не менее отели научились сообщать о себе значительно больше, чем это укладывается в нормативы категорийности. Уже на достаточном расстоянии, еще до того, как прочиталась звездная табличка, вам станет ясна стоимость номеров в заведении и много чего еще, вплоть до характера гостей-постояльцев. Такой специфический язык в научной терминологии называется визуальными коммуникациями или еще точнее - визуальной идентификацией. На этом языке умеет разговаривать все живое, обладающее как минимум органами зрения.
   
  Наша оценка мира регулируется двумя эталонами образов - ЗНАКОМО - НЕЗНАКОМО. Все, что мы видим вокруг себя, в том числе люди и окружающая среда оценивается нашим подсознанием именно исходя из этих стереотипов. Знакомое - привычно, воспринимается и сопоставляется в нюансах с личным опытом. Незнакомое - пугает, но вызывает осторожное любопытство до тех пор, пока в вашем мироощущении не станет привычным. Уже с младенчества мы учимся понимать значечие отдельных образов, символов и связывать их в сознании с конкретными характеристиками. Этот процесс обычно называют СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ. По тому как выглядит человек, где живет, на какой машине передвигается, мы без-ошибочно вычисляем его общественный статус, определяем уместность общения с ним, СВОЙ - ЧУЖОЙ. Этот же психолический механизм действует в отшении всех проявлений социальной иерархии, что собственно не может не касаться жилой среды, пусть даже временной - гостиницы или отеля. И секрет здесь не в том, что мы все правильно считываем образную информацию, а в том, что только ДИЗАЙН в руках специалиста способен правильно запрограммировать визуальнуые сообщения.
 
   
  С помощью такого вот нехитрого метода попробуем соотнести увиденное с латунными звездами на фасадах.
Жилая среда отеля или гостиницы по своей визуальной конструкции не сильно отличается от частного дома или квартиры. Сходные предметы обстановки, интерьера, за одним небольшим исключеним. У постояльца, временно живущего на несвоей территории практически нет возможности соотнести апартаменты со своим личным пространством. Оно все равно будет восприматься чужим с чужими вещами, украшениями, запахами... Каким бы роскошным не был номер, ощущение отстраненного унитарного пространства никогда не покинет гостя. Знаково-вещевая самоидетификация в виде личной зубной щетки на полочке у джакузи будет неубедительна. Полностью избавиться от этого чувства нельзя, но можно снизить порог его восприятия. В следующих главах мы рассмотрим множество способов, с помощью которых хитроумные администраторы нейтрализуют негативный эффект психологического дискомфорта своих клиентов.
 
   
  Все гостиницы по типу своей среды различаются на три основных вида.
СТАТУСНЫЕ. Отели всемирно известных брэндов HILTON, RITZ, SHTRATON, MARRIOT - с многовековой историей, легендами о знаменитых постояльцах. Мне самому как-то посчастливилось останавливаться в апартаментах, сайгонского MAJESTIC где некогда проживал Грехем ГРИН, сочиняя своего "Тихого американца". Это стало для меня одним из ярких впечатлений о путешествиях по миру.
 
   
  Статусный отель бережно хранит многолетние традиции и относится к своей недвижимости как к памятникам истории. Каждая деталь классической архитектуры здесь будет натуральна, величественна и поистине бесценна. Статусные отели классифицируются по верхнему значению пятизвездочной шкалы и предназначены для VIP-гостей.
Каждый отель deluxe, как бы в подтверждение собственного статуса, но чаще руководствуясь чисто коммерческими соображениями, старается обзавестись как минимум одним - двумя президентскими СЬЮТАМИ. Порой именно они определяют лицо той или иной гостиницы.
 
   
   
  В последнее время возникла тенденция новой категории очень экстравагантных апартаментов, которые специалисты определяют как СУПЕРСЬЮТЫ. Они невероятно велики, часто занимают в отелях целый этаж и безумно дороги - от $10 тыс. в сутки - верхний предел не ограничен. Они нашпигованы суперэлектроникой, дизайнерскими драгоценностями, бронированными стеклами и подтверждают статус людей новой генерации, которые тратят деньги так, словно они падают на них пачками с неба. Похоже, что появление "новых русских" на давно уже не диком западе породило там поколение мутантов, для которых безудержное мотовство превращается в образ жизни и антисоциальный статус. Отели это горячо поддерживают - деньги не пахнут.
Склонные к изяществу итальянцы перефразируют СУПЕРСЬЮТЫ на свой артистический вкус, упаковывая на каждом сантиметре пола стен и потолка несметное количество раритетных произведений искусства. Каждая деталь интерьера, кусок материи уникальны, в обычных магазинах не продаются, сделаны в единственном экземпляре.
 
   
БИЗНЕС-ОТЕЛИ. Их задача создать привычную среду для деловых людей, обремененных переговорами, планированием, расчетами и другими важными занятиями. Ничто не имеет права отвлекать внимания постояльцев. Комфорт, качество и...все. Интерьеры современных или традиционных стилистик неназойливы, невыразительны и малоинтересны. Они одинаково привычны, не вызвают никаких эмоций, их невозможно, а главное не нужно запоминать. Очень часто по этому типу строят и оборудуют трех-четырехзвездные отели в ореале крупнейших выставочных и логистических центров. Этот формат среднестатистичен, универсален и ошеломляюще популярен в России. Похоже, что иных причин, кроме перечисленных, заставляющих русских людей поселяться в гостиницах, просто не существует.
   
   
   
Третий тип среды сложился исключительно, как СОЗДАЮЩИЙ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Обязанные стремительному развитию туристической индустрии с середины прошлого века, трех-пятизвездочные отели часто строились на объединенные средства крупных региональных туроператоров. Путешествуя по миру в поисках ярких впечатлений, люди сознательно готовы оплачивать свои удовольствия, воспоминания, от которых согревает до следующего отпуска. Необычный, нередко экзотический, дизайн таких, как правило, небольших гостиниц - огромное поле деятельности ди-зайнерских студий и архитектурных бюро. Диапазон креативных решений включет в себя исторические, этнические, региональные традиционные и ультраавангардные мотивы в разных, по вкусу владельцев, дозировках. В эпоху глобализации туристического рынка такой формат отеля для искателей впечатлений был существенно продвинут. В результате появился совершенно новый продукт гостиничного сервиса - БУТИК или АРТ-ОТЕЛЬ (BOUTIQUE HOTEL)
   
   
Тема АРТ-ОТЕЛЯ настолько увлекательна и по-дизайнерски интересна, что ей будет посвящена отдельная глава. Зесь же уместно подтвердить повышенный интерес к креативным концепциям отелей у туроператоров крупнейших мировых курортов.
Например, гостиницы турецкой сети WOW (World of Wonders) решили в точности скопировать архитектуру семи самых удивительных построек мира: одна их гостиница как две капли воды похожа на дворец турецкого султана, другая - на наш родной сердцу Кремль.
Похоже, что идустрия развлечений (eventing) от невинных забав с playstation вплотную подошла к отелям, и скорее всего в недалеком будущем наша жизнь один раз в год будет представлять всепоглощающий интерактивный праздник c глубоким погружением в ролевые игры.
   
   
Формат отеля СОЗДАЮЩЕГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ присутствует во всей вертикали звездной категорийности и вне зависимости от сетевой принадлежности. Разумеется, что в сетевых гостиничных цепочках одинаковый дизайн, и отель в Австралии будет выглядеть точно так же, как и в Турции. Для некоторых в этом присутствует особая привлекательность верности полюбившемуся брэнду.
Многие отели превращают архитектуру и дизайн в свой фирменный стиль. Так, в цепочке Sofitel присутствует явный намек на восток: пестрые покрывала в номерах, марокканские балкончики и т.д. Отель цепочки Marriott, на каком бы пляжном курорте ни был построен, все равно выглядит как офисный блок мегаполиса. Видимо для безнадежных урбанистов, шарахающихся от девчонок в бикини и обходящих пальмы.
   
   
Этническая экзотика - особенная романтическая сказка тихоокеанских островов, обращенная к воспоминаниям о Гогене и предвкушении "райского наслаждения Баунти".
Наш национальный колорит, очень првлекательный для иностранцев, в подавляющей массе гостиниц русского стиля спроектирован и выполнен чудовищно. Здесь почти единственное исключение в виде авторского проекта архитектора Александра Ермолаева.
   
   
   
HOTEL EVERLAND дизайнера Даниеля Бауманна (Daniel Baumann) располагает роскошным, но всего одним номером. Это, по сути, отдельно стоящий и сравнительно простенький домик, который легко перевозить с места на место. Потенциального клиента отеля должен заинтересовать оригинальный внешний вид сооружения, его необычный интерьер, сочетание приватности и нахождения в центре внимания и, конечно, эксклюзивность отеля для одного или двоих.
   
   
   
СОЗДАЮЩИЙ ВПЕЧАТЛЕНИЯ отель вполне может быть малобюджетным. Лучшее доказательство - DASPARKHOTEL, расположенный на Дунае в австрийском городке Линце.
В нем всего три номера. Каждый из них обустроен в стандартной канализационной трубе, диаметром 2 м и длиной 2,5. Здесь есть свет, лежанка, окно-иллюминатор и дверь с кодовым замком. Удобства - на улице.
Автор канализационных номеров -архитектор Андреас Штраус (А. Straus). DASPARKHOTEL обожают автотуристы и пресыщенные жизнью богачи. Каждый платит сколько может.
   
   
   
   
   
 

.....rudesign 2000 - 2012

E-mail:info@rudesign.ru. Метро ОКТЯБРЬСКОЕ ПОЛЕ
Почтовый адрес: 123060, Москва, ул. Расплетина, д.4 корп.2
тел. (495) 978 7538