РОКОКО (ROCOCO)
 
В первой половине XVIII века во Франции утверждается новый стиль. Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (буквально: бриллиант и украшение из раковин) Его считают завершением стиля барокко. Обстановка становится более изящной, преобладают нежные па цвета, а самих предметов становится больше. Удобство становится приоритетным.
Рококо - порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты - только любовные, эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для убранства интерьера. Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  Рококо называют также галантным веком - за воцарение вечного праздника и наслаждения. Скрытые в саду павильоны и беседки, укромные гроты, маленькие китайские домики – главная тема придворных архитекторов того времени. «Изящный» - вот ключевое слово той эпохи. Жилье помещения становится меньше по своим размерам, но гораздо уютнее и наряднее, чем барочное, это придавет атмосферу интимности, характерную для будуаров. Для рококо типичны небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Стены оформлялись без применения ордера, они членились тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряда. Нижний ряд играл роль панели. Вместо колонн, капителей появляются тонкие рельефные обрамления – филенки, ленточные переплетения, орнаментальные украшения, гротески. Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков, мебели.
 
   
Стиль рококо стремился зрительно разрушить конструкцию здания. Для этих целей использовались масштабные росписи и огромные зеркала. Чтобы визуально расширить пространство небольших комнат, зеркальные поверхности располагались одно напротив другого, а для увеличения количества дневного света – напротив окна. Чтобы снять ощущение массивности стен и перекрытий и придать легкость и воздушность интерьерам, окна располагались почти в одной плоскости со стеной. Еще одна особенности рококо – использование овала как основной формы для оформления потолочных плафонов, ниш в стенах и орнаментальных вставок. Важное значение имел цвет. Если барочные интерьеры славились разнообразием яркой цветовой гаммы, то во время рококо приоритетными становятся приглушенные, разбеленные цвета: жемчужный и серебристый, бледно-охристый, перламутровый, голубоватый и т.п. Предпочтение отдавалось белому цвету и вошедшим в моду матовому золоту и серебру.
   
  Для форм мебели характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций, симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объеме предметов. Мебель этого времени отличалась меньшими размерами, чем в период барокко; ножки кресел и стульев стали тоньше, спинки - ниже, а сиденья - шире. Большое распространение получили диванчики, канапе, кушетки, а также хрупкие на вид, но очень удобные скамеечки. Формы столиков определялись их функциональным многообразием: письменные, кофейные, туалетные, для рукоделия и т.д. Кровати чаще имели одну спинку; балдахин крепился к потолку.
По-прежнему актуальной оставалась каминная тема. В моду вошли каминные экраны, сами камину украшались богатым орнаментом – бронзовым или позолоченным, над камином вешалось зеркало, а на полочку ставились роскошные вазы, часы и канделябры и разные фарфоровые украшения.
Материалом для мебели служило дерево местных пород, например, орех, липа - те материалы, которые легко поддаются резьбе. Иногда употреблялись и дорогие сорта привезенного дерева: амарант, палисандр, розовое и черное дерево.
Гобелены, как и ранее, занимали видное место, но их размеры и цветовая гамма перетерпели изменения. Модными стали узорные ткани, бархат, кружево, ткани с вплетением серебряных и золотых нитей.
 
   
Из мастеров эпохи рококо следует отметить Томаса Чиппендейла. Он много работал над формой мебели, экспериментировал стульями и креслами, изгибая спинки, украшая их ажурной резьбой и ставя на ножки в виде звериных лап. Стиль Чиппендейла - это сочетание классического рококо с готическими китайскими мотивами. В мастерских Чиппендейла на улице Сан-Мартинс в Лондоне были созданы многие предметы, ставшие эталоном вкуса для нескольких поколений. Например, большой книжный шкаф, сочетающий китайский орнамент с элементами рокайля, и кровать с балдахином в виде китайской пагоды. Увидеть такое в наших интерьерах можно, увы, редко. Хотя кресла и стулья в духе Чиппендейла - запросто, пусть и в сильно упрощенном виде.

   
  Появление в Европе китайских предметов было вызвано увлечением восточным искусством. Иногда целые интерьеры оформлялись в китайском стиле. В это же время вошли в употребление бумажные обои. Ими обклеивались верхняя часть стен.
Посуда, как и все декоративные предметы того времени, отличались особой легкостью и изяществом. Для ее изготовления по-прежнему использовались серебро, золото, майолика и стекло, а также только появившийся в Германии мейсенский фарфор.
 
   
Наиболее характерной особенностью мебели для сидения этого стиля является почти полное отсутствие прямых линий. Все они изогнуты: вертикальные – соответственно конструктивным требованиям, горизонтальные – согласно требованиям удобства. Все углы скруглены. Суживающиеся книзу ножки с характерным изгибом внизу оканчиваются каблуком, замаскированным изящным, не доходящим до пола завитком. Они сильно расширяются кверху, прочно охватывая раму сиденья и сливаясь с нею в одно неразрывное целое. К крепко связанному каркасу приделывается спинка в виде прямоугольника со скругленными углами и вырезанными боками, напоминающая деку скрипки. На сиденье, спинку и локотники накладываются подушки, обитые шелковой материей.
  Диван образуется путем соединения трех кресел с общей связью, причем средние локотники и лишние ножки выбрасываются. В период уже развитого рококо на передней стороне дивана хотя и остаются четыре ножки, но они расставлены неравномерно, средние шире боковых.
Кубические формы комодов и шкафов в стиле рококо как бы разбухли к низу, который словно отек и выпучился вперед.
В мебели рококо существует несколько типов столов. Декоративные столы-консоли наглухо прикреплены к стене, по большей части неразрывно связаны с находящимся над ним зеркалом, заключенным в богатую резную раму: их доска делается из мрамора, у которого только прилегающая плотно к стене сторона – прямая, все же остальные изогнуты по кривым. Поддерживающие доску ножки консоли сильно изогнуты. Существуют также декоративные столы на четырех ножках, стоявшие посреди комнат. Обычно в дворцовых залах они служат только для украшения. На них ставят часы, канделябры и пр. При устройстве письменных столов в эту эпоху начинают более всего заботится об удобстве работающих за ними. Для этого к обычным столам с тремя ящиками с короткой или с длинной стороны, а иногда и с трех сторон, приделывают ряды открытых ящиков, разделенных вертикальными перегородками на небольшие ячейки.
 
   
  В архитектуре прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурною отделкою; не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперед карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещенными в некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами; всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдаленно напоминающих собою листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обремененность своих форм, рококо оставил по себе много памятников, которые доныне прельщают своею оригинальностью, роскошью и веселою красотою, живо переносящими вас в любопытную эпоху румян и белил. Как на особенно замечательные из этих памятников можно указать, во Франции, на версальский дворец, в Германии - на дрезденский Цвингер, в России - на петербургский зимний Дворец и некоторые другие постройки графа Растрелли. Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий.  
   
   
   
   
 

.....rudesign 2000 - 2012

E-mail:info@rudesign.ru. Метро ОКТЯБРЬСКОЕ ПОЛЕ
Почтовый адрес: 123060, Москва, ул. Расплетина, д.4 корп.2
тел. (495) 978 7538