КЛАССИЦИЗМ
 
С середины XVIII века наступает эпоха КЛАССИЦИЗМА. В моду входит античность, а la greque - греческому стилю. Обстановка становится более строгой и лаконичной: линии выпрямляются декорирование сводится к минимуму вый план выступает конструктивный принцип. Яркий представитель классицизма - Шератон. Он почти полностью отказывается от кривых линий, избегает нефункциональных элементов. Но Шератон был больше теоретиком, чем практиком, и в основном увлекался созданием идеальных предметов мебели на бумаге. Классицизму присущи величественность и строгость, симметрия и равновесие частей. Мастера больше не стремятся подчеркнуть дороговизну мебели, а, напротив, стараются сделать так, чтобы она смотрелась скромнее. Зато активно используются зеркала. Их становится даже слишком много. Зеркала устанавливают между ножками мебели, на потолке, между окнами и т.д. - этим обстановке придается некоторая иллюзорность.

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  Новое изменение вкусов, первоначально во Франции и Англии, случилось по ряду причин. Французские энциклопедисты (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и др.), пользовавшиеся огромным авторитетом в широких кругах аристократии и буржуазии, призывали общество к разумной, простой и естественной жизни - умным людям уже надоели глупые и надуманные безделицы рококо. К тому же в 1748 году начались раскопки древнего римского города Помпеи, погребенного в I веке н. э. под толстым слоем пепла в результате извержения вулкана Везувий. Глазам потрясенного мира открылась небывалая, нетронутая временем красота классического античного города. Огромную роль в утверждении нового стиля, навеянного впечатлениями от помпейских находок, сыграл и великий немецкий ученый Иоганн Винкельман, основатель истории искусства как науки, выступивший с проповедью античной классики, главным образом греческой, считая ее образцом совершенного и благородного вкуса. Окончательное утверждение позиций классицизма в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве приходится на время правления Людовика XVI, короля Франции с 1774 по 1792 год, из-за чего французский классицизм называют также СТИЛЕМ ЛЮДОВИКА XVI".
 
   
  Новый стиль ждала удивительная судьба, не менее драматичная, чем финал жизни самого последнего короля Франции. Вслед за недолгим первым периодом своего становления и развития, закончившимся уже в конце XVIII века, классицизм прошел еще две короткие стадии эволюции, каждая длиною в жизнь одного поколения людей.
Первая из них получила название АМПИР (франц. empire - империя) и была, можно сказать, насильственно вызвана к жизни имперскими амбициями Наполеона Бонапарта и его окружения. Пышный ампир угас во всех странах Европы, кроме Германии и Австрии, только к 1830 году, то есть не сразу после свержения Наполеона (1815). В Германии и Австрии на смену ампиру, в сущности как бы навязанному этим странам их завоевателем, в 1815 году в меблировку жилья пришел его ослабленный, совсем не претенциозный вариант. Главными принципами меблировки жилья здесь стали удобство и уют. Впоследствии этот чисто немецкий формат ампира получил ироничное название БИДЕРМЕЙЕР (так один из тамошних поэтов, Айпельдауэр, назвал однажды мелкого буржуа, используя сочетание немецких слов bieder - честный и meier - фермер). Бидермейер продержался в германских и австро-венгерских землях до середины века. В остальной Западной и Центральной Европе уже с 1830 года началось полное стилевое безвременье.
Однако классицизм не сошел со сцены окончательно. Некоторые мебельные мастерские, отчасти многие мастера архитектуры и изобразительного искусства, продолжали исповедовать классицизм. В конце XIX века и особенно в XX веке он вновь ожил в различных формах неоклассицизма. В некоторых странах даже получил статус государственного стиля - самого настоящего нового ампира — в архитектуре, оборудовании и убранстве интерьеров жилых и общественных зданий. Прежде всего это относится к гитлеровской Германии, России сталинского периода или - со специфическим национальным колоритом - к современному Туркменистану и Ираку.
 
   
Для понимания и распознавания классицизма в его многообразных проявлениях в мебельном искусстве важно знать следующее. По своей сути классицизм есть обращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу - творческое подражание классике искусства, его "непревзойденным образцам", как выражались классики Марксизма, поверившие И. Винкельману в том, что такие образцы были созданы именно древними греками. Действительно, классицистов XVIII века вдохновляли древнегреческие архитектура и декоративно-прикладное искусство. Но так как подражание и заимствование стали, можно сказать, методом классицизма (заметим, что похожее наблюдалось и в эпоху Возрождения), в рамках этого стиля закономерно было появление заимствований из иных, нежели античная Греция, источников, принимаемых за "классику".
Второй редакцией классицизма и стал НАПОЛЕОНОВСКИЙ АМПИР с его ориентацией не на демократичную Грецию, а на имперский Рим и отчасти Египет, в художественном наследии которых, говоря современным языком, есть немало полезного для узурпаторского монархического "пиара". Немудрено, что даже в мебели, созданной до эпохи Наполеона, в частности, в Англии с ее традиционной "слабостью" к Востоку, нередко можно было встретить декоративные приемы и мотивы самой разной старины, например, средневекового Китая или Индии, "варварской" национальной готики или Византии, о мебели которой можно было судить по сохранившимся иконам.
В отличие от мастеров барокко, мебельщик эпохи классицизма считает своими главными задачами удобство и тонкий артистизм в компоновке изделия. Такая же по фактическим размерам классицистическая мебель воспринимается как более миниатюрная, изящная, воздушная. Ампир в значительной мере снова утрачивает это свойство, изделия часто массивны и тяжеловесны.
   
  РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ
В России возведение зданий и их внутреннее обустройство в духе классицизма начинается при Екатерине Великой, в 1760-х годах. В создании образцов классицистической мебели приняли участие многие выдающиеся архитекторы второй половины XVIII - первой четверти XIX века, такие как Д. Кваренги, Ч. Камерон, И. Старов, А. Воронихин, К. Росси и другие.
Большая часть мебели для дворцов царствующего дома и знати завозилась из Франции и Англии, и здесь мы часто встречаем изделия прославленных мебельщиков этих стран - Ж. Жакоба, Ж.-А. Ризенера, Д. Рентгена, Ж. Бенемана, Т. Шератона.... В прочих случаях применялась мебель, изготовленная местными крепостными. Их мебель, большей частью из древесины мягких пород, часто была не очень качественна, ее легко узнать по прокраске масляной краской темного зеленого или коричневого цвета. Благоприятно отличались весьма продуктивные мастерские Шереметьева и Салтыкова.
С конца XVIII века в городах растет число капиталистических мебельных предприятий, работающих на рынок - Корка, Миллера, Споля, Мейера, Тура и Гамбса, Баумана, Пика, Фреймана, Дункера и многих других. Характерная особенность русского классицизма в мебельном деле, как и в архитектуре, это отсутствие сколько-нибудь четко выраженного периода ампира. Кстати, и в самой Франции среди воздвигнутых ампирных построек числятся преимущественно сооружения мемориального характера - обелиски и триумфальные арки, - так как объемы строительных работ в стране были незначительны в условиях непрерывных войн. Так что ампир - явление, наблюдаемое преимущественно в оформлении интерьеров и мебели.
 
   
В России ампирная мебель, привезенная из Франции и собственного изготовления, стала появляться сразу после войны 1812-1815 годов. Отечественными были главным образом стулья, кресла и различные столики, притом уже со всеми признаками стиля бидермейер. Последнее отчасти объяснимо наплывом в Россию мебельных дел мастеров почти исключительно из Германии. При этом вплоть до 1870-х годов продолжала создаваться и производиться мебель, близкая к образцам классицизма XVIII века, чем к ампиру.
   
  Мебель в стиле классицизм
Основные отличительные признаки классицизма в предметах мебели:
1. В отличие от барокко, строгая прямоугольность общего контура и членений шкафов, комодов и другой мебели для хранения вещей, конструктивная и тектоническая простота и ясность форм. За пределы контура могут незначительно выходить лишь углы карниза и опорные элементы, как правило, зрительно поддерживающие карниз и сами имеющие плоскую или скульптурную проработку. Встречающаяся иногда изогнутость фасада по горизонтали имеет строго циркульный характер. Нередко над карнизом устанавливается аттик (декоративный ленточный выступ на классическую тему).
2. В декоративном решении фасадных элементов корпусной мебели, в том числе секретеров и столов-бюро, сочетается естественная красота большой древесной поверхности (махагони, сандал, туя, палисандр, эбеновое дерево и др., причем дуб — в основном в Англии и Германии). На такой поверхности, как правило, выложенной в технике маркетри, обычно помещается декоративный элемент в форме круга, овала, ромба и т. п. с орнаментальным или изобразительным сюжетом. Нередко двери шкафа, имеющие рамочную конструкцию, членятся по вертикали двумя или тремя филенками.
3. Спинки стула, дивана и кресла, утратив скульптурность барокко, имеют геометрически вычерчиваемый контур простой геометрической фигуры — круга, овала, вытянутого овала, прямоугольника, трапеции, геральдического щита. Заполнение контура либо сплошное (например, умягчающим элементом), либо сквозное, с декоративным заполнением рамки спинки или с каким-либо украшением только ее самой. Другая особенность, еще более часто встречающаяся в период ампира — изогнутость спинки в одном из двух направлений: в верхней части назад, либо в обхват спины сидящего человека. Это одно из ярких заимствований у античности.
4. Опоры всех предметов мебели имеют в классицизме XVIII века, как правило, строго вертикальную ориентацию (у стульев и кресел только передние ножки). Чаще всего они точеные, по форме конические или перевернуто пирамидальные, почти всегда имеют каннелюры. В период ампира чаще применяются ножки изогнутых очертаний или скульптурные, в виде звериной лапы. В бидермейере их форма и сечение, в том числе у изогнутых ножек, заметно упрощаются. Как и в ампирной мебели, часто применяется глухое цокольное основание для шкафов, комодов, даже письменных столов, диванов и кроватей.
5. Основные мотивы украшений в классицизме XVIII века - заимствованные у античной Греции овы, астрагал (жемчужник), зубчатый фриз, триглифы, герма, кариатида, баранья голова, воловья и львиная маски, переплетение лент, завиток (волюты), гирлянда цветов, розетка, кифара. В английской мебели добавляются также готические темы: вензель, решетка, аркада, веревка и др. Во Франции, как и в России 1780-1810 годов, решетчатая мебель подобно рокайльной чаще всего покрывается белой лаковой краской по левкасу, деревянные скульптурные детали золотятся. Много накладной бронзы.

 
   
В ампире мотивы декорирования из античного Рима и Египта: пальметта, лавровый венок, лев, египетская кариатида, сфинкс, лотос, лебедь, крылатый зверь, дельфин, амур, а также овы, лира, ваза, трофеи (связка оружия). Часто декор золоченый или накладной из литой из бронзы.
В бидермейере использование декоративных украшений резко сокращается или полностью отсутствует. Чаще всего посредством резца и рубанка декоративно решаются непосредственно элементы конструкции изделия.
Классицизм оказал сильное влияние на последующее развитие искусства мебели. Для того чтобы ориентироваться в стилистике мебели XIX-XX веков важно понимать, что классицизм проложил дорогу двум противоположным тенденциям.
Своим романтическим отношением к классическим истокам искусства он спровоцировал во второй половине XIX века широкую волну стилистической вольницы в творчестве архитекторов, декораторов и мебельщиков, бум подражательства всему и вся, лишь бы выходило нечто ни на что не похожее и поражающее воображение. В то же время появлением в рамках позднего классицизма (бидермейера) образцов мебели, логичных по конструкции, простых и тектоничных по формам, была подготовлена почва для новой художественной идеологии, которая начала вырабатываться в рамках так называемого модерна конца XIX - начала XX века и определила появление индустриального дизайна.
 
 
     
     
     
   
   
   
 

.....rudesign 2000 - 2012

E-mail:info@rudesign.ru. Метро ОКТЯБРЬСКОЕ ПОЛЕ
Почтовый адрес: 123060, Москва, ул. Расплетина, д.4 корп.2
тел. (495) 978 7538