АР DECO (ART DECO)
 
АР ДЕКО - (франц. Art Deco - сокращение от названия выставки «L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Indu-striels Modernes» - «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств», состоявшейся в 1925 г. в Париже) - художественный стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики.
Стиль ар деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. Термин появился в 1960-е. Его истоки, создатели и представители естественным образом трансформировались из стиля ар нуво. Стиль, вошедший в моду в 20-30-е г.г. отчасти продолжил традиции Ар-нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино и самолетостроения.
Идеолог модерна, бельгийский художник ван де Вельде, становится теперь одним из наиболее ярких выразителей "абстрактного" направления модерна. Флористическому декору противопоставляется линейный, геометрический как более соответствующий новой технике в архитектуре и художественной промышленности. Становится популярным разработанный художниками венского сецессиона геометрический орнамент из прямых линий, треугольников и кругов. В 1901 году организовал экспериментальные художественно-промышленные мастерские, на базе которых в 1919 году был основан знаменитый Баухаус, школа, объединившая в своих стенах архитекторов, дизайнеров, художников, целью творчества которых стала пропаганда новой эстетики жилища. Крупнейшие мастера Баухауза Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ, Марсель Брейер, эмигрировав в 30-е годы из фашистской Германии в США, внесли большой вклад в развитие дизайна в Америке.

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  А во Франции проектировщики мебели в продолжали следовать традициям создания декоративных предметов, используя технику маркетри и другие виды инкрустации из экзотических пород дерева. Собственно, по названию международной выставки декоративного искусства в Париже (1925 г.) стиль ар деко и получил свое название.

 
   
  Если ар нуво тяготел к прошлым стилям, то ар деко соединял прошлое с будущим. В геометрических формах и стремительных линиях он отражал прогресс в развитии новых технологий. Вершиной ар деко в дизайне мебели Франции явилось творчество Жака Эмиля Рульмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством. Стиль ар деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен. Прогресс в развитии новых технологий открыл эру массового производства мебели. Наряду с оформлением частных домов растет число проектов интерьеров отелей, банков. Традиционные материалы в архитектуре и интерьерах заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями.
 
   
Уже к концу первого десятилетия XX века модерн соседствует с конструктивизмом с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм, очищенных от декоративности модерна.В 1903 году архитектор Огюст Перре построил в Париже первый многоквартирный дом с каркасом из железобетона. На художественно-промышленной выставке 1906 года в Дрездене впервые экспонируются предметы массового промышленного производства с чертами той самой декоративности, противниками которой выступают конструктивисты. В 1911 году впервые в истории архитектуры фасад здания фабрики, спроектированного Гропиусом, был сделан полностью из стекла и металла.
   
  В развитии конструктивизма наряду с Баухаузом ведущая роль в европейском дизайне принадлежит группе архитекторов и художников Голландии, объединившихся вокруг журнала "Стиль" ("De Stile"). К ним принадлежал Г. Т. Ритвельд, разработавший на основе новых принципов построения "аппарат для сидения". Этот результат соединения геометрии с обнаженной конструкцией дал толчок развитию новой линии в мебельном дизайне. В группу "Стиль" входил, кстати, выдающийся советский архитектор Эль Лисицкий, получивший художественное образование в Германии.
Для Советской России идеи "кон-струирования" окружающей среды, активного влияния на нее, простота и утилитаризм предметных форм были противопоставлением буржуазности с ее роскошным бытом. Эстетика коструктивизма лежала в основе промышленного производства посуды, ткани, мебели. Помимо творческого экспериментирования выдающиеся художники работали как универсалы в самых разных прикладных отраслях. Модели рабочей одежды разрабатывались конструктором, живописцем и театральным художником В.Е. Татлиным. Фотохудожник, график, конструктор А. М. Родченко был автором проектов оформления рабочих клубов, разработок для массового производства посуды и мебели.

 
   
Конструктивизм с его абсолютизацией эстетики самой конструкции вещи - идейный родствен развивавшемуся в те годы функционализму, служащему утилитарной принадлежности мебели, ее комфорту. Внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая мебель. Разрабатывается специальная мебель для гостиниц, банков, школ.
Двадцатые годы - время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи в их неразделимой общности. Больше, чем когда-либо, дизайнеры сочетают обстановку здания с его архитектурой.

   
  Французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, так же как Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ, прошедший еще до войны школу в мастерской берлинского архитектора Петера Беренса, в 1919-1921 годах разрабатывает проекты небоскребов из стекла и бетона. 1923 году сформулировал суть новой эстетики жилища: "Дом - машина для жилья". Его знаменитый шезлонг из стальных труб с парусиновым сиденьем стал образцом для подражания. В 1926 году на строго математической основе Мис ван дер Роэ проектировал мебель из металлических трубок. Модели имели артикул "MR" в соответствии с инициалами автора. Консольное кресло "MR 534", известное как "Weissenhof", наглядно воплотило художественный идеал автора - подчинение формы функциональному назначению предмета при полном отсутствии декора. Созданные Мис ван дер Роэ модели вошли в коллекцию классических образцов мебели ХХ века.

 
   
  Для современного интерьера стилистика тридцатых годов дала чрезвычайно многое.
Дизайн ар деко являлся основой почти всех домашних интерьеров в 20-х30-х годах. Простота и геометричность стиля открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной. Именно в эти годы были созданы практически все образцы мебели XX века. Хотя новый стиль был прямым наследником модерна, не забывал он и о классицизме, присматривался к примитивному этническому искусству, учитывал открытия дизайнеров "Баухауза".

 
   
  Ар деко предлагал публике новое представление о современной роскоши. В ход пошли экзотические материалы: слоновая кость, эбеновое дерево, кокос, перламутр, бамбук, шагреневая кожа, кожа акулы, ската, крокодила, угря, даже шкурки ящериц.
Чрезвычайно широко стал использоваться металл в сочетании со стеклом. Сварное железо и никель пригодились для решеток, дверей, лифтов, перил, каминных принадлежностей, уличных фонарей и мебели.
 
   
  Самая популярная мебель выглядит как обтекаемый автомобиль. Именно такую выбирал Голливуд для съемок интерьеров высшего общества. Эффект обычно достигался довольно простыми средствами: массивные прямоугольные формы покрывались светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком. Плавные силуэты создавались с помощью гнутой фанеры. Ручки делали из бронзы или заменяли их углублениями для пальцев. Популярным было сочетание черного и светлого лака.  
   
  В отличие от растительных тем модерна, ар деко предпочитал геометрические формы и орнаменты, прямые линии, абстрактные композиции, узоры с восточными и африканскими мотивами. Один из самых распространенных орнаментов 1930-х годов - египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Очень характерно изображение обнаженных женских фигур с развитой мускулатурой и в экспрессивных "изломанных" позах.
К началу Второй мировой войны ар деко в чистом виде сохранился только в Америке. Неслучайно львиная доля интерьеров в США оформляется именно в этом стиле. Но последний десяток лет ар деко на гребне волны вообще по всему миру. Он - сама мода, вожделенная мечта светского общества.
 
   
   
   
 

.....rudesign 2000 - 2012

E-mail:info@rudesign.ru. Метро ОКТЯБРЬСКОЕ ПОЛЕ
Почтовый адрес: 123060, Москва, ул. Расплетина, д.4 корп.2
тел. (495) 978 7538