ОТ АВТОРА
 
Когда-то, еще в конце 60-х, на излете хрущевской оттепели, советская власть как-то особенно трепетно относилась к торговле. Магазин косвенно демонстрировал достижения социалистического образа жизни и был составной частью показной утопии для редких приезжих иностранцев.
В эти годы началось индустриальное магазиностроение, откуда-то появились итальянские витрины, кофейные стойки "эспрессо", за которыми можно было отведать и непривычного для русского человека болгарского сухого вина. Торговая среда нового стандарта восторженно принималась гражданами как предвестник уже недалекого коммунизма. Вновь создаваемые оформительские комбинаты - фабрики магазинов - нуждались в профессиональных кадрах (термина "дизайн" еще не знали). Тогда мне довелось приобщиться к процессу проектирования магазинов, и многие годы в периодической практике дизайна торговой среды я мог наблюдать за метаморфозами зарубежной и отечественной торговли.

  Представление о торговой культуре неизменно обращается к образам и легендам знаменитых торговых брэндов, в нашем сознании они стали стереотипами. Наше постиндустриальное общество постоянно воспроизводит новые стереотипы, единственной целью которых становятся продажи. Маркетологи изобретают несметное количество изощренных приемов, активизирующих процесс потребления. Большинство из них неоднозначны. В них нужно разбираться. Вот с такой незатейливой целью я написал эту книгу.
Это не учебник, скорее попытка взглянуть на магазин как на потребителя дизайна. Именно дизайн создает привычный или непривычный глазу образ, который становится нашим впечатлением: запоминается, очаровывет, привлекает, заставляет сделать покупку, оставляет равнодушным...
Рэймонд Лоуи (Loewy, Raimond Ferdinand) - великий апологет рационального дизайна XX века создал из него инструмент для снижения затрат при производстве товаров. Современный производитель придумал множество способов с помощью дизайна повысить стоимость изделий, заложив в них сверхдостаточные свойства. В полной мере это относится и к торговой среде, где мифология о необходимости сверхдостаточного стала непременным условием успешного бизнеса.
Из чего делается магазин, как... И почему у нас иначе, чем на Западе. Последние трэнды магазиностроения, топ дизайнерских студий и новинки самых передовых технологий - все это компоненты знаний как профессионала ди-зайнера, так и его заказчика. Как минимум для того, чтобы они общались на одном языке и понимали друг друга и чтобы образ их мыслей был бы идентичен... В книге много иллюстраций с примерами хорошего дизайна - за это ручаюсь, художественный вкус - тоже часть профессионального восприятия.
К сожалению, в Росии нет традиций дизайна - в том технологическом понимании, которое есть на Западе. Наши дизайнеры в прошлых жизнях были художниками. Они привнесли в него методику творчества, что собственно к дизайну не имеет никакого отношения.
С моей точки зрения, для дизайнера есть два способа предаться творческому самоутверждению. Первый - заняться традиционным или актуальным искусством - там творчество самоценный способ изготовления конечного произведения, арт-объекта. Это оплачивается. Второй - заниматься творчеством исключительно из любви к творчеству, на собственные деньги. Рискну утверждать: дизайнер не имеет права самоутверждаться за счет своего заказчика, его профессиональное кредо - знать о дизайне все и эти знания применять для решения клиентских задач.
Для тех, кто разделяет такую точку зрения, я и приготовил эту историю про дизайн магазинов, витрин... с красивыми картинками.
 
   
   
   
 

.....rudesign 2000 - 2012

E-mail:info@rudesign.ru. Метро ОКТЯБРЬСКОЕ ПОЛЕ
Почтовый адрес: 123060, Москва, ул. Расплетина, д.4 корп.2
тел. (495) 978 7538