2.0.3626.119 Safari/537.36" er.LШ"Ц».ЦuЎ.Ц(uа.Ц0uи.Ц8uр.Ц@uш.Ц
“ќ–√ќ¬џ≈ “≈’ЌќЋќ√»», ƒ»«ј…Ќ » “≈Ќƒ≈Ќ÷»»
 
ћноговекова€ эволюци€ путем естественного отбора определила наиболее успешные способы торговли. —овременный маркетинг систематизировал их как общеприн€тые стандарты апробированных, эффективных технологий продаж и дал название - “ќ–√ќ¬џ… ‘ќ–ћј“. ” каждого из них есть визуальные отличительные особенности, которые создают у покупателей представление, что именно продаетс€ и каким образом это происходит. ”стойчива€ тенденци€ последнего времени - стремительное развитие крупного торгового бизнеса, а такое возможно исключительно при —≈“≈¬џ’ –≈Ў≈Ќ»я’. ќгромные оптовые партии товара, закупленные дл€ реализации в розничных сет€х, профессиональна€ логистика позвол€ют поддерживать относительно низкие цены, а следовательно, интерес покупателей. —етева€ торговл€ прибретает все большее значение в системе св€зей производителей с конечными потребител€ми. Ёто объ€сн€етс€ прежде всего тем, что деньги покупателей, наход€щиес€ в обороте розничных сетей, аккумулируютс€ и финансируют весь цикл создани€ нового товара и развитие системы продаж.
   
   
  –ќ«Ќ»„Ќџ≈ —≈“» сами по себе €вл€ютс€ крупнейшими покупател€ми оборудовани€ дл€ магзинов, потребител€ми множества услуг целой индустрии обслуживани€ торговли и любимыми клиентами дизайнеров и архитекторов. «аказы сетей обеспечивают маркетинговые исследовани€, где социологи и психологи изучают способы воздейст-ви€ на аудитории покупателей и отрабатывают новейшие технологии продаж.
 омпании-производители, основу брэнда которых составл€ет имидж, стрем€тс€ торговать через свои фирменные магазины.
 
   
  —обственна€ ћќЌќЅ–ЁЌƒќ¬јя сеть позвол€ет представл€ть свой товар самосто€тельно, а не отдавать это дело на откуп другим. ѕо такому принципу действуют мировые дизайнерские брэнды, дома моды, продвигающие свой фирменный "life style", - стиль жизни от: "Gianni Versace", "Giorgio Armani", "Gucci", "Roberto Cavalli", "Krizia", "Hermes"и т.д.
 
   
  ћ”Ћ№“»Ѕ–ЁЌƒќ¬џ≈ сети, предлагающие товар от разных производителей, как правило, заинтересованы продвигать собственную торговую марку. “ака€ стратеги€ в –оссии очень попул€рна, самый характерный пример - мультимарка "Bosco di Ciliegi". »звест-ность ее столь очевидна, что многие покупатели всерьез принимают "Bosco di Ciliegi" за модный дизайнерский брэнд. ѕри хорошей раскрутке и устойчивом интересе покупателей некоторые фирменные сети впадают в соблазн замещать товары от производителей продукцией под собственными фирменными марками - PRIVATE LABELS. Ћогика очевидна. ¬ стоимость каждого товара входит компенсаци€ затрат на его продвижение. √ораздо экономичнее заказать товар у того же самого производител€, но под фирменной маркой сетевого продавца и без рекламной накрутки. ÷ена реализации станет ниже, продажи выше. –озничные сети, облада€ основным ресурсом продаж - покупательским потоком, начинают постепенно вытесн€ть с рынка малоизвестных производителей. ѕроцесс глобализации рынка стал очевиден и у нас.
 
   
  ≈сть два способа продвижени€ фирменных торговых сетей - ‘–јЌ„ј…«»Ќ√ » ¬≈–“» јЋ№Ќјя »Ќ“≈√–ј÷»я. —дать брэнд в аренду дл€ создани€ фирменного магазина другому бизнесмену гораздо дешевле и спокойнее. Ќо франчайзинг, за редким исключением, - подход€щий путь дл€ более или менее известных марок. ¬новь создаваемые сети, как правило, вертикальны и принадлежат одному владельцу с единой управл€ющей ком-панией и очень четкой стратегией продвижени€ собственного брэнда. ќчень часто визуальные решени€ розничных сетей заимствованы у наболее успешных западных компаний и адаптированы дл€ нашего рынка. ¬ –оссии сетевой прицип распростран€етс€ практически на все виды современной торговой среды.  
   
  “ќ–√ќ¬џ≈ ÷≈Ќ“–џ - это целые кварталы магазинов, объединенных в одном большом помещении. ќни относ€тс€ к одному из самых коммерчески привлекательных видов недвижимости.
— начала 90-х годов прошлого века легкие деньги "новых русских" начали использоватьс€ дл€ строительства торговых центров, сопоставимых с мировыми и по качеству интерьеров, и по уровню сервиса. «ападные компании на свой страх и риск представили новые, еще не знакомые стандарты торгового сервиса, немедленно ставшие примерами дл€ подражани€ со стороны российских предпринимателей, решившихс€ вложить средства в торговую недвижимость.
 
   
  —ам термин "торговый центр" обозначает не столько архитектурные особенности сооружени€, сколько перечень задач, обеспечивающих его эффективную коммерческую эксплуатацию. “орговые центры могут быть какими угодно - надземными или подземными, отдельно сто€щими или интегрированными в существующую архитектуру, городскими, загородными, большими и маленькими. ¬се они заинтересованы в главном - посто€нном присутствии покупателей. –ади этой цели владельцы торговых центров готовы на многое. » в первую очередь на то, что обеспечивает покупателю максимальный комфорт, - транспортные комммуникации, достаточное количество парковок, возможности дл€ вс€ческих развлечений и, конечно же, классный дизайн торговой среды.  
   
  ¬ профессиональных кругах возник специальный термин - ћј√Ќ»“, который обозначает факторы привлекательности торгового центра - то, что как бы прит€гивает покупателей. » чем этих факторов больше (а может быть, один из них очень сильный), тем выше веро€тность высокой посещаемости, что чрезвычайно важно и дл€ сетевых магазинов, арендующих площади в торговых центрах, и дл€ владельцев недвижимости - это позвол€ет им подн€ть ставку аренды.  
   
  ѕќ–ќ√» ƒќ—“”ѕј, или степень доступности, в разных торговых комплексах сильно отличаютс€ и завис€т от множества условий, их часто описывают в специальной литературе. √рамотно организованные магниты компенсируют высоту порога доступа повышенным покупательским вниманием.   факторам магнита относитс€ и так называемое ”Ќ» јЋ№Ќќ≈ “ќ–√ќ¬ќ≈ ѕ–≈ƒЋќ∆≈Ќ»≈ (”“ѕ). ѕрофессиональный подбор я ќ–Ќџ’ потокообразующих арендаторов, имеющих проч- ную репутацию, и ассортиментна€ структура небольших сетевых магазинов дают возможность предложить покупател€м нечто такое, чего нет у других и за чем они готовы ехать на другой ко- нец города или даже в другой регион. ѕример ассортментного ”“ѕ - всем из-вестный √орбушкин ƒвор, где единственный в своем роде мультимедийный рынок сформировал поток, сравнимый с метрополитеном, несмотр€ на довольно высокий порог доступа. ѕредложение по ”“ѕ уже стало привычной частью дизайнерских концепций и архитектурных проектов торговых центров.
 
   
  —амые большие из них, ћќЋЋџ, - торговые города. ћоллом называют далеко не каждый “÷, его стереотип объедин€ет в себе лучшие современные разработки архитектуры, дизайна с внушительным набором бутиков, пол-ным ассортиментом товаров, развитой инфраструктурой, фуд-кортами, забавами, кинотеатрами. “о есть это место, куда можно приехать и провести целый день. «аконодатель мод в сфере синтеза ритэйла и развлечений - —Ўј. “ам и по€вилс€ термин, который часто примен€ют в контексте этого формата - FAMILY ENTERTAINMENT - семейное развлечение.   проектированию таких объектов привлекают знаменитых архитекоров и топовые дизайн-студии.
  моллам относ€тс€ "ћега-1" (“еплый —тан), "ћега-2" (’имки), " рокус-—ити ћолл", "Real" (¬ладыкино), "√ранд  аньон" (—анкт-ѕетербург).
 
   
  —јћќќЅ—Ћ”∆»¬јЌ»≈ - наиболее распространенный формат торговой среды розничных сетей продуктового и непродуктового сегментов. ѕо сути, это нека€ потребительска€ технологи€,
обеспечива€юща€ конвеерные продажи товаров. —амообслуживание - одно из американских изобретений, оказавших огромное вли€ние на стиль жизни и поведение множества людей. ¬озникшие на его основе модели торговых предпри€тий - —”ѕ≈–- и √»ѕ≈–ћј– ≈“, CASH & CARRY и ƒ»— ј”Ќ“≈– - стали стереотипами современной удобной и демократичной торговли.
 
   
   
  —пециалисты еще спор€т о точности соответстви€ классификации и параметров этих моделей, но это уже почти не имеет отношени€ к методике их проектировани€. ƒизайн магазинов самообслуживани€ давно определен как предельно рациональный. ѕрактически все проекты выполн€ютс€ по единым технологически отточенным шаблонам. ¬с€ разница в масштабе и соответствии качества отделочных материалов и торгового оборудовани€ потребительскому классу. ќбычный покупатель, как правило, не замечает различи€ в интерьерах торговых сетей. ѕокупателю помогают, ввод€ в оформление доминирующие цвета и бесконечно потор€ющиес€ логотипы - на любом кусочке незан€того товаром пространства, спец-одежде персонала и кассовой ленте - чтобы запоминал, где находитс€. ¬ классе премиум редко, но все же встречаютс€ комплексные дизайнерские решени€ идентификации среды торговых брэндов. ƒизайн-студий, способных профессионально выполн€ть такие задачи, немного, как, впрочем, и заказчиков.
ќчень часто сетевые супермаркеты станов€тс€ €корными арендаторами в торговых центрах и располагаютс€ там на первых этажах. Ёто выгодно самим торговым центрам, потому что очень помогает образованию покупательских потоков.
 
   
  Ёти торговые форматы стремительно распростран€ютс€ на непродоволь-ственные товарные сегменты - специализированные супермаркеты и дискаунтеры, торгующие, например, бытовой техникой и электроникой, товарами дл€ дома, одеждой и обувью.
CASH&CARRY, или оптовые су-
пермаркеты, еще проще, функциональнее и больше похожи на склады, где товар выствл€етс€ непосредственно в транспортной таре. ќ том, что это магазин, здесь напоминают лишь €ркие п€тна визуальных коммуникаций. ¬ –оссии это сеть магазинов "ћетро".
 
   
  ƒ»— ј”Ќ“≈–џ - магазины, работающие в экономичном формате. ќсновной принцип такого магазина - увеличение торгового оборота за счет максимального количества товаров и числа покупателей. ¬ дискаунтере все направлено на снижение издержек за счет простейшего, минималистского исполнени€ торгового зала, упрощенной выкладки товаров, снижени€ количества персонала, ограничени€ ассортимента, который из-за низких цен должен продаватьс€ достаточно большими парти€ми. “аким путем идут "ѕ€тЄрочка" и " опейка". »нтерьер делаетс€ чистеньким - и не более того, без вс€ческих излишеств.
 
   
  ћ»Ќ»ћј– ≈“. ¬рем€ единичных магазинчиков уходит, они не в состо€нии конкурировать с розничными сет€ми ни по ассортименту, ни по ценам. ≈динственной возможностью дл€ них остаетс€ формат шаговой доступности - ” ƒќћј.  онкурентное преимущество этих магазинов состоит в том, что в них всегда есть такие вещи, которые могут потребоватьс€ в любой момент: бутылка пива, сигареты или зубна€ паста. Ќе поедешь же специально за зубной пастой в супермаркет.  ак правило, в этом формате совмещаютс€ самообслуживание и заприлавочна€ торговл€. ”слуги дизайнеров и декораторов здесь не востребованы - все делаетс€ собственными руками.  
   
  —ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ≈ —≈“≈¬џ≈ ћј√ј«»Ќџ. ќбычно под этим термином подразумевают магазины, имеющие небольшие размеры и торгующие небольшим количеством товарных групп, но с более широким ассортиментом в пределах этой группы.
ѕрактически все они сетевые торговые операторы, арендующие площади у владельцев торговых центров с устойчивыми покупательскими потоками. ќни ориентируютс€ на определенную ассортиментную матрицу. Ёто магазины модной одежды, обуви, парфюмерии и аксессуаров, детских товаров, ювелирных изделий и многих других целевых товарных групп. »ногда этот сегмент на-зывают брэндовым, так как магазины в об€зательном пор€дке представл€ют определенные торговые марки.
 
   
  ¬первые в –оссии сетевые магазины увидели в начале 90-х - они были непременными участниками галерей тогда еще немногочисленных торговых центров. »х типично западный стереотип задал принципиально новый стандарт качества торговой среды. —тремительно распростран€€сь по франчайзинговым схемам, они стали копироватьс€ росиийскими сет€ми как имидж, гарантирующий и качество товара, и его доступность. ƒружелюбный дизайн, хорошее освещение, профессиональное торговое оборудование быстро пришлись по душе покупател€м. “еперь уже и чисто российские торговые компании уверенно действуют в рамках этого формата, стара€сь точно соответствовать имиджу зарубежной торговли.
 
   
  —етевые магазины - пожалуй, самые лучшие клиенты дл€ проектировщиков и магазиностроителей. —ети возникают, развиваютс€, увеличивают количество точек, мен€ют дислокацию, провод€т ребрэндинг и понимают, что такое брэнд-бук. ¬се это очень хорошо оплачиваема€ и посто€нна€ работа дл€ рынка ритэйл-сервиса.  роме того, они достаточно часто заказывают рекламные компаннии и BTL-промоушн.  
   
  Ѕ”“»  и ј¬“ќ–— јя √јЋ≈–≈я - дл€ наиболее обспеченных покупателей. —обственно, они продают не столько товар, сколько психологию, образ жизни - и этому соответствут их поведение и место среди других торговых форматов.  ак правило, это знаменитые мировые дизайнерские брэнды fashion brands. »х покупатели - сливки общества, а их дислокаци€ - самые престижные и дорогие пассажи и всемирно известные торговые улицы и кварталы.  
   
  ¬ любой столице мира есть места, которые бутики как бы обозначают как элитную территорию в городе. Ќапример, в Ќью-…орке - ѕ€та€ авеню, в Ѕудапеште - ¬аци, ¬ ћоскве - јрхангельский проезд. ѕокупательские потоки их мало интересуют, ибо с каждым клиентом торговые галереи работают персонально, изуча€ его вкус, потребности, индивидуальность. ƒл€ своих покупателей они устраивают закрытые светские презентации последних коллекций с изысканным угощением и живой музыкой.
 
   
  ≈стественно, всем детал€м интерьера, торговому оборудованию, витринам и имиджу персонала придаетс€ огромное значение. ¬се должно быть не просто безупречно стильно, но и роскошно. „асто дл€ проектировани€ приглашают культовых дизайнеров, гонорары которых составл€ют астрономические суммы. »менно на этом, самом высоком уровне торговли рождаютс€ и продвигаютс€ в массовое сознание многочисленные мифы, модные трэнды, потребительские стандарты.  
   
  Ѕутики и торговые галереи - лучшие рекламодатели гламурной прессы, они щедро оплачивают статьи светской хроники про то, кто и во что был одет. ≈стественно, торгова€ наценка превышает себестоимость, но механизм, видимо, себ€ оправдывает. ¬о вс€ком случае, это окружено копоративной тайной. Ѕольшинство из бутиков - вертикально интегрированные брэндовые сети. ј в нашем бизнесе это довольно распространенное хобби дл€ жен истеблишмента.  
   
  Ѕыло бы несправедливо не упом€нуть и чисто российскую специфику переходного периода.  –џ“џ… –џЌќ , или “ќ–√ќ¬џ…  ќћѕЋ≈ —. ‘ормат, сложившийс€ в –оссии в начале 90-х годов и уверенно существующий по сей день, представл€ет собой крытые непродуктовые рынки, где мелкие продавцы, как правило, челночники, арендуют крошечные отсеки, минимально приспособленные к цивилизованной торговле.  онечно, это не наше изобретени -, в странах третьего мира подобна€ форма торговли не только не редкость, а своеобразна€ достопримечательность.
 
   
  ƒес€ть лет назад стремительный рывок развити€ частной торговли обусловил огромный спрос на подобные места продаж. Ёто совпало с желанием местных властей обуздать стихийную торговлю. » сейчас процветает множество торговых комплексов, неверо€тно попул€рных среди малообеспеченного населени€. “ам предлагают как традиционный набор товаров семента готовой одежды и обуви, так и специализированные, часто тематические группы. Ќапример, "„еркизовский", " оньково" облюбовали целые диаспоры из ближнего и дальнего зарубежь€, торгующие китайским mass market. "—авеловский", "√орбушка" стали рынками бытовой техники и электроники. »ногда встречаютс€ и экзотические специализации, вроде целевого предложени€ товаров дл€ спорта, рыбалки и туризма в комплексе "Ёкстрим".
 
   
  —оциальные перемены в –оссии и стремительное развитие торгового бизнеса определили попул€рность использовани€ под торговлю промышленных сооружений.  ак правило, это цеха нерентабельных, разорившихс€ заводов и фабрик, которые, впрочем, еще пригодны дл€ косметической реконструкции.
¬ континентальной ≈вропе и в Ўтатах тоже был такой опыт. ћир знает о модных бутиковых центрах, сооруженных на месте коровников и м€собоен. Ќо, как правило, это была "глубока€ реконструкци€" с сохранением значени€ местной исторической достопримечательности. ” нас же подобный метод при широком распространении, видимо, носит временный характер, и объ€вление об открытии нового торгового центра в наспех приспособленном мертвом заводе уже тоже уходит в историю.
 
   
  ћне приходилось участвовать в разработке пошаговых методик улучшени€ дизайна торговой среды без дополнительных затрат. “еоретически в таких центрах это было актуально. Ќо, веро€тно, их владельцы больше озабочены текущей
рентабельностью, поэтому маркеты на промтерритори€х представл€ют собой довольно убогое зрелище. “ем не менее наиболее успешным из них все же приходитс€ задумыватьс€ о переходе количества площадей в качество торговой среды.   этому их вынуждают и арендаторы, и покупатели.
 
 
       
   
   
 

.....rudesign 2000 - 2012

123060, ћосква, ул. –асплетина, д.4 корп.2
+7(495) 978 7538
info@rudesign.ru.