1X@”K ШҐІH”K ГЎMP”K 8V X”K XV `”K @V h”K HV p”K ГЎMА”K PV Ш”K †”K untu
ћјЌ≈ ≈Ќџ
 
—тилевой и качественный уровень современных манекенов очень точно соответствует классу торговой среды, ориентированной на основные потребительские группы: LUX, MIDDLE UP и MASSMARKET.
ћанекен - особый продукт. ≈го жизнь начинаетс€ вместе с высокой модой, а часто и раньше нее. «наменитые дизайнерские брэнды (fashion brands), разрабатыва€ свои коллекции haut couture, тщательно соотнос€т с собственно одеждой образ модели демонстратора, внос€т в ее черты "идентификацию стил€" посредством специфического маки€жа, прически, определенного типажа фигуры, предсказани€ профессии и даже этнических черт. Ёто можно наблюдать в многочисленных обзорах с модных показов (fashion weeks), где на подиумах разыгрываютс€ €ркие спектали с топ-модел€ми в роли актеров. », в соответствии с режиссурой, оформление и внешность самих моделей становитс€ частью стил€ модного брэнда.
ƒл€ продвижени€ коммерческих коллекций, которые, как правило, имеют мало общего с haut couture, модные дома специально дл€ своих бутиков заказывают серии манекенов с характером, визуально соответствующим стилю наиболее попул€рных коллекций.—верх-бюджетные рекламные кампании перевод€т модные стили в своеобразные стереотипы, посредством которых потребитель и узнает, что, собственно, €вл€етс€ пиком моды. »менно манекены первые сообщают покупател€м о продажах в магазине ультрамодных новинок.
 аждый, кто хоть раз видел витрины "Galeries Lafayette" в ѕариже или "Via Monte Napoleone" в ћилане, на многие годы запоминает изысканность и колорит этих знаменитых торговых мест ≈вропы. » там ощущение стил€ и моды во многом создают манекены.
 
 
–азумеетс€, среди производителей манекенов есть свои брэнды, вполне сопоставимые по уровню качества и стил€ с самыми попул€рными домами моды. ‘игуры манекенов выполн€ютс€ скульпторами, специализирующимис€ именно в моделировании манекенов, часто в авторскую группу приглашают стилистов от fashion brands. ѕон€тно, что такие брэнд-манекены очень высокого качества и, соответственно, стоимости. Ќа «ападе производством манекенов дл€ высокой моды занимаютс€ несколько компаний, давно поделивших между собой рынок сегмента LUX. Ёто и известные в –оссии топовые фирмы: "HINDSGAUL", "ALMAX" и малознакомые "ROOTSTEIN", "PATINA-V", "BONAVERI" и т.д. ѕродвижение эталонов высокой моды во всем мире - это гигантска€ индустри€, в которой зан€ты дес€тки тыс€ч дизайнеров, скульпторов, технологов, химиков, инженеров, рабочих, это жестка€ конкуренци€ и ликвидный бизнес. ” нас манекены такого уровн€ (впрочем, как и любого другого) не производ€тс€. ј российские модные брэнды никогда не используют этот ресурс. “оп-манекены всегда предлагают безупречный, изысканный дизайн, тщательную проработку деталей.  лиент может сам участвовать в создании образа, диктовать позы и даже мимические маски лица. ѕик моды недолог - обычно не более года. ƒалее, еще в хорошем состо€нии, манекены продаютс€ во вторые руки, дл€ магазинов среднего класса (middle up).
   
 
 
 
 
  —читаетс€, что манекен с реалистично прорисованными очертани€ми лица и антропометрическими формами отвлекает внимание от самой одежды. Ћицо, как сама€ выразительна€ часть манекена, воспринимаетс€ человеком на уровне подсознани€, а следовательно, помимо воли останавливает его и провоцирует визуальный контакт. ѕоэтому такой манекен чаще используетс€ в витринах, призванных заинтересовать прохожих. “акие манекены - с париком, маки€жем и даже накладными ресницами - называют  Ћј——»„≈— »ћ», или  ” Ћјћ». ќни самые дорогие. ƒл€ них приобретают по несколько париков - с их помощью, а также посредством маки€жа можно радикально изменить внешность манекена. »ногда утверждают, что натуралистичные манекены лучше воспринимаютс€ людьми среднего и старшего возраста без особого воображени€ или со сложившимс€, устойчивым консервативным вкусом. »м отдают предпочтение фирмы, выпускающие классическую одежду.
¬ торговом же зале ничто не долж-но отвлекать внимани€ от товара. ѕо-этому там прин€то выставл€ть —“»Ћ»«ќ¬јЌЌџ≈ манекены - с обобщенной, невыразительной физиономией, а то и вообще без головы. »х использование подразумевает как бы некую неперсонифицированность предлагаемой одежды, котора€ может подойти абсолютно каждому. „аще всего такие манекены предпочитают молодежные марки. “ака€ точка зрени€ доминирует во многих методиках дл€ дизайнеров и декораторов. „асто в эти мифы верит и топ-менеджмент торговых брэндов. Ћюбопытно, что знаменитый исследователь магазинов американский социолог ѕако јндерхил (Paco Underhill) не раз иронизировал по поводу авторства подобных утверждений, приписыва€ их продавцам торгового оборудовани€. — точки зрени€ психологии воспри€ти€, стилизованный манекен, ничуть не меньше привлекает внимание, чем классический. “очно так же подсознание реагирует на формальное искажение деталей реальной внешности человека. ќднако устойчивые за-блуждени€ провоцируют утверждение профессиональных стандартов, это характерно и дл€ культуры манекена.  опирование удачных решений всегда происходит сверху вниз - от LUX на MIDDLE UP, а затем и на MASSMARKET. “аким образом стилевые решени€ станов€тс€ общественными стереотипами.
 
ћногие магазины заимствуют имиджевые идеи у своих успешных конкурентов, особенно у тех, кто распростран€ет и утверждает модные трэнды. Ќечто похожее происходит и с манекенами. ¬ сегменте MIDDLE UP предлагаетс€ очень качественна€ продукци€, но никоим образом не претендующа€ на первенство стил€. ¬ –оссии наиболее известные торговые марки - "WINDOW", "EURO DISPLAY","IDW". ѕо примен€емым материалам, качеству соединительных узлов, инвариантности поз и детализации проработки они не уступают издели€м категории LUX. ”читыва€ попул€рность сценографических приемов оформлени€ витрин, манекены выпускают на рынок тематическими коллекци€ми под романтическими названи€ми вроде "STREET", "LIFE STYLE", "SPORT", "MILITARY", "URBAN".  ажда€ коллекци€ ориентирована на конкретную потребительскую группу с €рко выраженными визуальными приоритетами. „асто манекены напоминают героев блок-бастеров или культовых рок-групп. Ёто очень попул€рно в молодежных аудитори€х покупателей.  ак правило, стилистические новинки пользуютс€ устойчивым спросом п€ть-семь лет, а в сегменте MASSMARKET значительно дольше. ”стойчива€ мода на идеологию "дружбы народов", пришедша€ из Ўтатов и особо практикуема€ в магазинах "BENETTON", об€зывает топ- производителей адаптировать модели и по этническим признакам. Ѕольшое значение имеет качество креплений рук и ног. „ем они надежнее, тем больше Ђпереодеванийї выдерживает изделие. Ќекоторые производители удел€ют этому моменту особое внимание, предлага€ шарнирные системы креплени€ easy dressing дл€ более быстрого и комфортного Ђодевани€-раздевани€ї. ќтдельно существуют группы манекенов дл€ показа женского бель€ - с подчеркнутой сексуальностью. ќбычно они нос€т название "LINGERIE".
—тилизованные манекены отличаютс€ слегка искаженными пропорци€ми фигуры, черты лица сглажены до полного их отсутстви€ или лишь с легким намеком на нос, нет маки€жа, принципиально отсутствует парик. ќни имеют широкую цветовую гамму. ѕри изготовлении стилизованных манекенов делаетс€ акцент на создании образа, поэтому в основном они имеют фиксированную позу. ѕравда, в последнее врем€ стали по€вл€тьс€ модели с возможностью измен€ть положение рук и ног. »ногда стилизаци€ про€вл€етс€ в копировании образов попул€рных комиксов или героев мульт€шек, особенно в детском сегменте.

   
—тилизованные манекены без головы по€вились несколько лет назад и сразу стали попул€рны среди многих молодежных брэндов. ќни полностью отвечают тенденции рационализма, но сегодн€ дизайнеры призывают обратить внимание на одну их особенность: из-за отсутстви€ головы нарушаютс€ визуальные пропорции фигуры манекена, центр равновеси€ оказываетс€ смещен. »ногда при взгл€де на них кажетс€, что манекен словно заваливаетс€ в сторону. ƒруга€ тенденци€ - возврат к классическим, натуралистичным манекенам. Ёто неудивительно, ведь классика, как известно, никогда не выходит из моды.
ќсновным источником информации о Ђмодных манекенахї €вл€етс€ международна€ выставка "EuroShop". ќдна из новинок, представленна€ в ƒюссельдорфе, - стилизованные манекены черного цвета, они блест€т и переливаютс€, словно лакированные.ќни выгл€д€т довольно эффектно, поэтому быстро приобрели попул€рность. ћанекены этой серии должны идеально вписыватьс€ в визуальную концепцию оформлени€ магазина, котора€, в свою очередь, об€зана быть такой же экстравагантной и дерзкой. Ќе менее интересны манекены из прозрачного пластика, так как создаетс€ иллюзи€, что вещи, надетые на них, пар€т в воздухе. ≈ще одна новинка - манекен белого цвета без маки€жа и с белыми ресницами, в €рком свете создаетс€ впечатление, что манекен горит неоновым светом. Ќе-давно в каталогах производителей по€вились прозрачные бюсты с цветной подсветкой, предназначенные дл€ показа нижнего бель€. ќтдельна€ экзотическа€ тема - манекены домашних животных - мгновенно стали хитом сезона.
   
   
  Ќесколько лет назад в –оссии были известны и попул€рны модели "ARTHEMA GROUP", что обусловливалось отличным соотношением цена/качество и достойным дизайном. ¬ каталогах манекенов "ARTHEMA" представлена вс€ классификаци€ продукции: классические куклы, полные стилизованные манекены и отдельные функционально св€занные с демонстрацией отдельных видов одежды фрагменты фигур - бюсты, головы, ноги. ≈сть особые группы, например детские манекены или фигуры беременных женщин. —егодн€ в сегменте MASSMARKET все больше и больше китайской продукции.
Ѕольшинство манекенов уже много лет изготавливаетс€ по тем стандартам, которые имеют мало общего с фигурами обычных женщин и мужчин. —тандартом дл€ 95% всех производимых сегодн€ манекенов €вл€етс€ нека€ идеальна€ фигура. Ќо, как вы€сн€етс€, лишь 8% от общего числа покупателей приближаютс€ к этим стандартам.
 
   
   
  ћанекены, предназначенные дл€ проектировани€ одежды, так называемые ѕќ–“Ќя∆Ќџ≈, или Ў¬≈…Ќџ≈, €вл€ютс€ универсальными и могут компенсировать этот недостаток. ќни хороши дл€ украшени€ витрин и дл€ показа одежды в торговых залах. ¬ этом случае закупаютс€ манекены того размера, который пользуетс€ наибольшим спросом. »х конфигураци€ позвол€ет нагл€дно продемонстрировать гармоничность сочетани€ и цветовую гамму одежды. —егодн€ выбор демонстрационных форм достаточно велик и позвол€ет в одном магазине функционально применить и те и другие, а также всевозможные Ђдеталиї: бюсты, головы, ноги. ѕлюс разнообразные аксессуары, которые необходимо с максимальной нагл€дностью представить покупателю. ¬ торговых залах уместно применение ƒ≈ћќЌ—“–ј÷»ќЌЌџ’ ‘ќ–ћ, имитирующих какую-либо часть тела: торс, стопу, кисть, ногу, голову, бюст... »х ассортимент просто огромен.
 
   
   ак правило, манекены решают три основные задачи.
ѕ≈–¬јя «јƒј„ј - привлечение покупателей и реклама. —тильно оформленна€ манекенами витрина, художественна€ интрига замысла прит€гивает внимание потенциального клиента, будоражит воображение, пробуждает эмоции, зазывает его войти и сделать покупку. Ёто спектакль, в котором покупателю предлагают участвовать застывшие на подмостках витрин манекены. Ќа манекенах выставл€етс€ самое эффектное и характерное из имеющегос€ в продаже ассортимента.
¬“ќ–јя «јƒј„ј - демонстраци€ одежды непосредственно в торговом зале. ѕрекрасный, качественный и недорогой товар могут не заметить, если он просто висит на плечиках. ¬ымеренные же до миллиметра бюсты и талии манекенов, безупречные формы и из€щные позы наиболее эффективно раскроют перед покупателем достоинства одежды.  ак правило, на манекенах выставл€ют стильно подобранные комплекты одежды, а размерный р€д и цветова€ гамма развешиваютс€ на оборудовании в торговом зале. √армонично одетый манекен значительно увеличивает продажи.
“–≈“№я «јƒј„ј - индивидуальность и неповторимость, свое лицо, которое присуще имиджу классного магазина. —амих моделей манекенов превеликое множество, что дает шанс подобрать что-то отличное от соседей. “акже существуют манекены, которые изначально созданы дизайнерами дл€ придани€ магазину определенного характера и атмосферы. Ёто уже не просто оборудование, а своего рода идентификаторы высокого стил€. ќни даже не всегда служат дл€ демонстрации моделей, а прежде всего предназначены дл€ работы на имидж торговой компании.
 
 
 
  ” нас манекен традиционно относитс€ к одному из видов торгового оборудовани€ и почти всегда представлен в списке предложений любого из магазинов дл€ магазинов. Ќаш рынок, в основном ориентированный на MASSMARKET, потребл€ет огромное количество манекенов турецкого и китайского производства со специфической, слегка восточной внешностью. Ѕудем справедливы: их качественный уровень в последнее врем€ значительно вырос. »з фирменных изделий это почти всегда италь€нские модели "ARTHEMA GROUP". ¬ –оссии про-изводство манекенов только-только начинаетс€, и о конкуренции говорить еще рано.
 
   
   омпаний, предлагающих брэндовую продукцию, не так много. Ёто достаточно хорошо известные и представленные в этом издании компании, обслуживающие розничную торговлю: " –ј—Ќјя Ћ»Ќ»я","ћƒћ - ћј√ј«»Ќ ƒЋя ћј√ј«»Ќќ¬", "ƒ»«ј…Ќ —“”ƒ»я ћјЌ≈ ≈Ќ", "“ќ–√ќ¬џ… ƒќћ √ќ–—»я".
 ультура применени€ манекенов дл€ решени€ торговых задач и оформлени€ наших магазинов не просто низка€,ее практически нет. ¬ торговой среде изобилуют однотипные решени€, скопированные по образу и подобию сетевых магазинов, либо франчайзинговые стандарты, приобретаемые вместе с товаром. ƒизайнерска€ специальность декоратора и оформител€ витрин невостребована, этим занимаютс€ или сами владельцы, или продавцы, выполн€ющие функции мерчандайзеров, не имеющие опыта, образовани€, а зачастую и элементарного вкуса.
ќднако мне кажетс€, что не все так безнадежно. ћир очень рационален, и с ростом количества магазинов неизбежно перед их владельцами встанет проб- лема конкуренции, дл€ повышени€ эффективности продаж они начнут искать новые ресурсы. ¬ борьбе за покупател€ в ближайшем будущем витрины российских магазинов обретут уникальность и художественную изысканность. » у нас будем возможность остановитьс€ на минуту перед витриной, чтобы с интересом посмотреть на безмолвный спектакль за стеклом. » запомнив, вернутьс€ сюда вновь...