В ПРАВИЛЬНОМ СВЕТЕ
 
Видимо, никого не нужно убеждать в том, что свет в торговой среде - фактор очень и очень серьезно влияющий на эффективность продаж. О "световом климате" магазина можно найти огромное количество специальной литературы с методиками и сложными электротехническими расчетами, графиками. Даже искушенному специалисту разобраться в них довольно сложно. Большинство подобной информации исходит от поставщиков светотехнических систем, для которых сам магазин является желанным покупателем.
Самый главный, основополагающий принцип формирования системы освещения современного торгового предприятия - здравый смысл, именно он ставит задачу. Помимо логики и знания функционального зонирования и специфики товара, проектировщику и заказчику проекта желательно иметь хотя бы общее представление об осветительных технологиях, способных задавать желаемые параметры освещенности торгового пространства, и о факторах, обеспечивающих психологический комфорт покупателя и персонала.
Гениальное изобретение Эдисона - лампочка накаливания, отслужив человечеству более века, уходит в историю. Технологический рывок в разработке и массовом производстве принципиально новых источников света значительно расширил выбор возможностей светотехнических решений и определил принципиально новую область очень востребованной профессиональной деятельности - световой дизайн.
Очень редко оптимальное световое решение достигается за счет какого-либо одного типа осветительных приборов. Как правило, это сложный, взаимосвязанный комплекс различных световых систем. Существует большое количество приемов дизайна световой среды. Так или иначе они связаны с типологией видов освещения, а каждый из них предполагает применение вполне конкретных источников света и световых приборов.
Знаменитый архитектор и дизайнер магазинов Ричард Келли выделяет три вида освещения торгового зала - общий, акцентирующий и декоративный. Именно в таком "свете" мы и рассмотрим упомянутую типологию.
  ОБЩИЙ СВЕТ.
Общего освещения должно быть достаточно для того, чтобы, выбирая товар и совершая покупки, покупатель не испытывал дискомфорта. Сегодня в качестве среднего уровня освещенности специалисты рекомендуют выбирать 1500 lux на высоте 1 м от пола. При этом в поле зрения человека не должно быть больших перепадов яркости и затенений. Многие ритэйлеры прописывают стандарты освещения в своих «брэнд-буках». Зарубежные брэнды, работающие не один десяток лет на рынке, выверили на практике и нормативы освещения торгового зала. "Metro", требует от проектировщиков 1000 lux, "Tesco" – 750 lux, "Carrefour" – порядка 800-900 lux. Такой разброс в сходных сетях не может не быть субъективным. Видимо, корпоративные нормативы все же высасывают из пальца. Любой продавец светильников скажет вам, что "много света не бывает", при этом все понимают, в чьих интересах подобное утверждение. С моей точки зрения, бессмысленно искать среднюю температуру по больнице. Иногда это много, а иногда мало. Любая конкретная задача, исходящая от заказчика, и предварительный логический прогноз ее решения - обязательный атрибут задания для проектировщика.
Много лет назад, когда торговые брэнды еще только присматривались к московскому рынку," BENETTON" одним из первых открыл свой магазин на Тверской. Помимо огромных рекламных физиономий он резко выделялся очень интенсивным общим освещением - теми самыми 1500 lux приблизительно. При этом торговый зал был почти пуст. Уже много позже я узнал, что это был своеобразный психологический барьер, отсекающий ненужную аудиторию. Под обнажающий дефекты ослепительный свет мог вступить только уверенный в себе, своей одежде или макияже человек - потенциальный покупатель. Всегда стоит поразмышлять.
Есть простое правило: если обращаешь внимание на свет - значит, с ним что-то не так. Или в глаза лезут блики, или света недостаточно, чтобы детально рассмотреть приглянувшуюся вещь. Правильно организованный свет должен исчезнуть из сознания.

  Общий свет может быть ЗАЛИВАЮЩИМ и РАССЕЯННЫМ.
РАССЕЯННЫЙ, или бестеневой, свет образуется многоточечным расположением относительно маломощных, часто люминесцентных светильников. Желательно, чтобы при этом источник света не был виден и не раздражал глаз. Для этого применяют приборы с рассеивателями из специального пластика или молочного стекла, которые все же уменьшают световой поток, либо со специальными решетками, перголами, отсекающими возможность увидеть световой источник. Еще один вид рассеянного света - отраженный. Световые потоки направляют на потолок, стены или специальные экраны, и мягкий свет обволакивает пространство магазина. При всей своей привлекательности отраженный свет все же недостаточен для полноценной световой картины, а кроме того расточителен, так как предполагает значительные потери светового потока и, как правило, применяется в комплексе с акцентирующим или заливающим.
 
   
  ЗАЛИВАЮЩИЙ СВЕТ довольно просто рассчитывается, он очень популярен в огромных пространствах сетевых супермаркетов. Это параллельные ряды простых светильников с люминесцентными или газоразрядными источниками света, что, безусловно, соответствует приоритету экономичности световой системы. Однако такая простота требует некоторых жертв. Так, например, категорически исключены темные и глянцевые полы, хромовые покрытия торгового оборудования, и, вообще, приходится думать о целесообразности применения регулярного заливающего света для некоторых "бликующих" товаров.
Весьма распространенный прием общего заливающего освещения представляет собой встроенные в фальшпотолок светильники с люминесцентными энергосберегающими лампами и зеркальными рефлекторами, концентрирующими световой поток в торговой зоне.
Достаточно часто встречается и модный теперь металлогалоген. Разнообразие световых приборов, использующих эти лампы, позволяет с помощью поворотных рефлекторов перенаправлять световой поток на вертикальные плоскости стен или специальные демон-страционные стенды. Очень эффектен заливающий свет в ппомещениях с открытыми технологическими потолками - там он просто зрительно отсекает ненужное пространство вверху и концентрирует внимание покупателей на торговом партере.
 
   
   
 
 
  АКЦЕНТИРУЮЩИЙ СВЕТ.
Как и следует из названия, появляется там, где необходима доминанта. Обычно это связано с какой-то определенной торговой или декоративной задачей. Контрастное освещение в интерьере с ярко выраженными тенями ассоциируется с солнечным днем. Если же в помещении не будет теней, может возникнуть ощущение пасмурной погоды.
Специалистами подмечено множество закономерностей того, как влияет свет на психологическое состояние человека. Зона комфорта и безопасности в помещении находится в пределах 500-2500 lux. В этом диапазоне возможно создавать неповторимые образы магазинов и товаров. В сущности, глаз человека «охотится» за контрастами, идет по грани света и тени, совершенно не подчиняясь воле человека. Световые пятна в магазине должны быть ярче основного освещения в два-три раза. При общем свете 500 lux местная подсветка должна составлять 1000-1500 lux.
 
   
  Часто акцентирующий свет применяется для выделения особых товарных групп и локальных специальных зон. Собственно акцент может быть создан как с помощью света, принципиально отличного от общего, так и непосред-ственно формой самих светильников. Для акцентирования мелких изделий, например ювелирных,используются небольшие вращающиеся галогенные светильники, закрепленные непосредственно на витрине. Уже перестает быть экзотикой подсветка оптоволоконными системами. От одного небольшого генератора отходит несколько десятков оптических проводов. На конце каждого световода устанавливаются различные насадки, позволяющие регулировать интенсивность и ширину пучка. Таким образом, каждое изделие может получить индивидуальную подсветку. При этом самих светильников покупатель видеть не будет - тонкое оптоволокно легко скрыть в прилавке. Для акцентирующей подсветки в прилавках и витринах начинают использовать светодиоды. Уже появились потолочные светодиодные модули для общего освещения, и, судя по активности продвижения на рынке источников света, у них большое будущее.  
   
  Еще один прием создания светового акцента - световой фон (bag-light). Он предполагает сооружение светопропускающей (витражной) поверхности в качестве фона для выкладки товара. Очевидно, что при этом акцент "работает", но товар превращается в теневое, контрастное пятно. Этот прием довольно часто встречается, хотя оправдать его функциональное значение трудно.
Помимо чисто практических задач привлечения внимания к какой-либо торговой зоне, акцентирующее освещение - один из самых эффективных приемов формирования архитектурной логики торгового пространства: оно позволяет нивелировать объективные недостатки сооружений, зрительно изменяет параметры помещений в интересах создания для покупателя психологического комфорта - залога успешных продаж.
 
   
Я уже упоминал, что за редчайшими исключениями проектирование освещения магазина выполняется в сложной многокомпонентной схеме, позволяющей максимально использовать ресурсы современной электротехники для экономически целесообразного и эффективного решения. Профессионалы-дизайнеры называют освещаемое пространство СВЕТОВОЙ СЦЕНОЙ, где, как актер в театре, каждый светильник играет свою определенную сценарием роль. В световой сцене магазина должны учитываться все нюансы. Например, в спектре металлогалогенных и галогенных ламп есть небольшая доля губительного для органических веществ ультрафиолетового излучения. Товары могут выгорать. Поэтому в магазинах, продающих одежду, ткани, предметы искусства и просто дорогие вещи, на светильники с такими лампами следует устанавливать фильтры, блокирующие ультрафиолет.
Необходимо позаботиться и об отсутствии "зайцев" - то есть устранить попадание в глаза прямых или отраженных от глянцевой поверхности лучей. Свет низко расположенного светильника, не оснащенного дополнительной блендой, может стать серьезной помехой для покупателя. Желательно также следить,чтобы отсутствовали слишком яркие блики на зеркальных или стеклянных поверхностях, - это актуально в автосалонах и магазинах, торгующих посудой.
Металлогалогенные источники при работе сильно нагреваются, повышая и температуру внутри помещения. Это опасно для ряда товаров. Кроме того, когда персонал магазина, не выдерживая постоянной тепловой нагрузки, самостоятельно отключает часть светильников, это ломает световую концепцию магазина. Имея в виду эти момен-ты, одновременно со светом нужно проектировать систему кондиционирования. Если же условия вентиляции улучшить нельзя, то рекомендуется сменить "горячее" освещение на "холодное" - с использованием люминесцентного све-та. Практика показывает, что универ-сального подхода к освещению магазинов не существует. В каждом случае очень многое зависит от заказчика и дизайнера. Цель проектировщика освещения - вместе с ними определить концепцию и грамотно ее реализовать.
   
ДЕКОРАТИВНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - совершенно особый, интереснейший вид светового дизайна, который привлекает внимание посетителя магазина просто по определению. Обычно под декоративным светом понимают цветной свет. Иногда он с успехом применяется как акцентирующий фактор торговой среды, но чаще у него чисто рекламное назначение - он позволяет придать магазину острую индивидуальность. В самом деле, общий и акцентирующий свет обеспечивают для демонстрации товара условия, сходные с привычной средой. Декоративный же свет создает впечатление необычности и поэтому воспринимается почти сигнально. Цветной свет, подчеркивающий характер пространства, - отличный "стоппер". Традиционно источниками цветного света были специальные люминесцентные лампы с узконаправленным спектром или цветные пленочные фильтры для обычных светильников. С возникновением в начале века технологий газоразрядных, ртутных трубок, - неоновый свет стремительно завоевал мир. По долговечности и качеству передачи цвета неоновая трубка превосходит все известные источники света. При этом есть прекрасная возможность "рисовать" любые изображения. Современные светодиодные технологии сделали принцип светящейся нити удобным, недорогим и универсальным инструментом декоратора. Кроме того, электронное управление позволяет изменять цветовые режимы по программам во времени, что открывает широчайшие горизонты светового оформления и дизайна.
   
   
  Как правило, интенсивность применения декоративного света носит событийный характер. Трудно представить себе предпраздничный шоппинг без соответствующей романтической атмосферы, созданной световой иллюминацией. Это стимулирует мотивацию покупок. Сhristmas-week - рождественская торговля - продолжается около четырех недель при максимальной интенсивности декоративного освещения и световой иллюминации. Видимо, это стоит и свеч, и киловатт. Но активные декоративные подсветки привлекают внимание и в межпраздничное время, напоминая о скидках и презентациях новинок. Для этого возможностей более чем достаточно. Технические средства декоративного освещения сегодня вплотную соприкасаются с технологиями шоу. Это уже мощная индустрия впечатлений, и ежегодно в развитых странах проводится множество выставок оборудования для шоу-бизнеса.
Но остановиться подробнее хочется не на прописных истинах, а на исключениях. Ведь редко кто из наших ритэйлеров применяет новинки в части освещения своих магазинов. Речь пойдет о ДИНАМИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ. У этого вида освещения, в отличие от традиционного статического, имеется масса преимуществ. Оно вносит оживление, зажигает интерес в глазах покупателей, следовательно, ведет к увеличению продаж. Более того, динамическое освещение положительно влияет и на продавцов, не давая им заснуть на рабочем месте - не подстегивая, а наполняя энергией. Главный плюс динамического освещения состоит в том, что оно вносит зрительное разнообразие в торговый зал со статичными стеллажами. Изменение интенсивности снижает усталость персонала. Результаты экспериментов показали, что при воспроизведении в искусственном освещении цветности естественного освещения зрительная работоспособность в течение всего рабочего дня повышается на 8-22% по сравнению с работоспособностью при статическом освещении. При этом динамика цветности освещения улучшает состояние центральной нервной системы, показателем чего в данном случае является уменьшение времени зрительно-моторной реакции. И, безусловно, динамическое освещение обеспечивает художественное восприятие световой гаммы. Регулируют динамическое освещение обычно с помощью программы, заранее составленной на основании экспериментальных данных по условиям освещения.
 
   
  Маркетологи играют световыми пятнами, создавая сцены, где представлен товар. В музыкальных магазинах, а также магазинах, торгующих компакт-дисками, - словом тех ритэйлеров, чьи товары непосредственно воздействуют на эмоции человека, можно поставить светильники, плафоны которые способны двигаться вокруг своей оси. Преимущество таких приборов в том, что по заранее выставленной программе можно задать цветовую картину помещения. Например, в утренние и дневные часы торговый зал будет освещен небесно-голубым или цветом морской волны. В вечернее время цвет становится драматичнее и уходит в пурпурный и фиолетовый спектр. Но это уже размышления о будущем.
   
ДЮРАЛАЙТ - гибкий световой шнур из литого разноцветного пластика в оболочке из ПВХ, внутри которого расположены миниатюрные лампы. На сегодняшний день дюралайт является наиболее доступной альтернативой неоновой подсветке.
   
LED ЛАЙН - дюралайт в исполнении со светодиодами вместо ламп накаливания. Отличается большей яркостью и меньшим тепловыделением. Светодиодный дюралайт потребляет в 10 раз меньше электроэнергии, и он в 4 раза долговечнее обычного дюралайта.
 
 
  СВЕТОВЫЕ ГИРЛЯНДЫ И СЕТИ.
Позволяют создавать яркие трехмерные световые образы. Гирлянда может быть использована на фасадах зданий, в оконных проемах, арках, на перетяжках. Возможно последовательное подключение до четырех гирлянд к одному контроллеру.
 
   
  ГИРЛЯНДА "ТВИНК-ЛАЙТ".
Световая гирлянда в виде одиночной нити со светящимися миниатюрными лампочками. Поставляется с контроллером на 8 программ. Комбинация нескольких гирлянд создает эффект мерцающего звездного неба. Гирлянда со светодиодными лампами выполнена в виде нити со светящимися оптоволоконными кисточками.
 
   
  ГИРЛЯНДА "БЕЛТ ЛАЙТ".
Наиболее распространенная в мире гирлянда, выполнена в виде пятижильного провода с патронами для ламп Е27. При подключении контроллера достигается эффект «бегущего огня». «БЕЛТ ЛАЙТ» предназначен для оформления высотных зданий, мостов, площадей, стадионов и любых подобных масштабных конструкций. Влагозащищенный патрон обеспечивает долговечность эксплуатации гирлянды. В гирлянде применяются универсальные цокольные лампы Е27 мощностью 10 Вт в форме шара диаметром 50 мм.
 
  ГИБКИЙ НЕОН - гибкий световой шнур на основе светодиодов, выполненный в корпусе из ПВХ. При включении выглядит точно как традиционная стеклянная неоновая трубка. Световой шнур ударопрочен, не нагревается при использовании и, в отличие от неоновых трубок, не требует специального бережного обращения при транспортировке и хранении.  
   
СТРОБ-ЛАМПА представляет собой импульсную ксеноновую лампу, которая вспыхивает с интервалом 1-1,2 сек.
Строб-лампы имеют герметичный влагозащищенный корпус красного, желтого, зеленого, синего цветов и бесцветный, и ресурс работы 5 000 000 вспышек.
СУПЕР СТРОБ. Пластиковый матовый квадрат 60х60 см со светодиодами внутри. Применяется для декорирования потолочных конструкций, стен, оснащения сцен, оборудования баров и дискотек. При подключении через контроллер принимает любой цвет, возможны любые комбинации смены цветов.
Можно подключить до 100 модулей к одному контроллеру.
   
ИСТОЧНИКИ СВЕТА.
ОБЫЧНЫЕ ЛАМПЫ НАКАЛИВАНИЯ.
Практически уже не применяются по причине низкой светоотдачи и малого срока службы. Однако широко распространенная унификация цоколей и патронов определила новое поколение высокотехнологичных ламп, по виду похожих на обычные лампы.
ГАЛОГЕННЫЕ ЛАМПЫ НАКАЛИВАНИЯ. Используются для местного и общего освещения помещений. Галогенные лампы накаливания обеспечивают высокую световую отдачу и значительно более долгий, по сравнению с обычными лампами накаливания, срок службы (3000 - 5000 часов). У них сплошной спектр, в основном в видимой и инфракрасной области спектра и высокое постоянство светового потока на протяжении всего срока эксплуатации. Включаются в сеть питания напряжением от нескольких вольт, до 380 без каких-либо дополнительных устройств.
   
  ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЛАМПЫ.
Источником оптического излучения в люминесцентных лампах является электрический разряд в газовой среде, который после преобразования покрытием люминофора превращается в видимый свет. Люминесцентные лампы имеют довольно большой срок службы - до 20000 часов. Они имеют сплошной спектр, в основном в видимой области спектра, и высокое постоянство светового потока на протяжении всего срока эксплуатации. При эксплуатации включаются в сеть питания напряжением от нескольких вольт, до 380 при использовании электронных пускорегулирующих устройств.
Несколько лет назад появились компактные люминесцентные лампы, для стандартных патронов Е14, Е27, Е40. Пускорегулирующие устройства бывают непосредственно интегрированными в корпус лампы или могут быть составной частью светового прибора. Разнообразие стандартов люминесцентных источников света позволило расширить ассортимент светильников, оптимизировать их для специальных требований. Люминесцентные ламы относятся к эноргосберегающим.
 
   
МЕТАЛЛОГАЛОГЕННЫЕ ЛАМПЫ.
Имеют высокую яркость свечения за счет малого межэлектронного расстояния. Обладают высокой световой отдачей, имеют цветовую температуру дневного света, высокий индекс цветопередачи. Лампа имеет возможность повторного зажигания в горячем состоянии. Используются для местного и общего освещения общественных интерьеров, а также для уличного освещения. Основным источником оптического излучения в газоразрядных лампах является электрический разряд в газовой среде. Очень эффективны для яркого заливающего освещения интерьеров.
ГАЗОРАЗРЯДНЫЕ ЛАМПЫ. используются в основном для местного и общего освещения промышленных помещений и зданий, а также для уличного освещения. Основным источником оптического излучения в газоразрядных лампах является электрический разряд в газах, парах или их смесях. У газоразрядных ламп большой срок службы (до 20 тысяч часов при использовании электронных пускорегулирующих устройств). Газоразрядные лампы имеют спектр, который не обеспечивает хорошей цветопередачи. Требуют специальных пускорегулирующих устройств, которые, как правило, устанавливаются в осветительном приборе.
   
  СВЕТОДИОДНЫЕ БЛОКИ.
Стремительно развивающийся сегмент источников света. Долговечность, неприхотливость, экономичность и безопасность - их отличительные преимущества. Блокируются в модули под любой тип патрона, могут управляться программными устройствами, обеспечивая автоматическое изменение режима светового потока во времени.
 
   
   
   
 

.....rudesign 2000 - 2012

E-mail:info@rudesign.ru. Метро ОКТЯБРЬСКОЕ ПОЛЕ
Почтовый адрес: 123060, Москва, ул. Расплетина, д.4 корп.2
тел. (495) 978 7538