ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
 
Описание стилей мебели, как правило, начинают с барокко. Вероятно потому, что образцы мебели предыдущих эпох весьма скудны. С древних времен и средневековья почти не сохранилось подлинной мебели. В отличие от архитектуры мебель изнашивалась, больше страдала при пожарах, наводнениях. Музейные коллекции мебели в большей степени отражают быт привилегированных сословий более поздних периодов. В известной степени ученым помогают восстановить картины быта древних людей примитивная мебель отсталых народов. Есть свидетельства, что свайные постройки папуасов Новой Гвинеи идентичны тем, какие строились в каменном веке на территории Швейцарии.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  Примитивные иделия были достаточно рациональны и представляли собой связанные жерди и плетеные поверхности. Это было продолжением технологий сооружения первых укрытий: шалашей, юрт, формообразование которых зависело от местных материалов. Иделия иготавливались из древесины. Стволы обрабатывались каменным инструментом и огнем.
Наши пращуры на рубеже III-VI тысячелетия до н.э. весьма остроумно решали прикладные задачи обустройства среды своего обитания, правда на этот процесс, по свидетельству науки потребовались многие сотни лет. Первобытный человек соединял готовые природные элементы в изделия, накапливал опыт о пространстве и форме, основывал на его основе традиции ремесла, передающиеся в новые поколения. И только тогда появилось осознаное, сверхдостаточное выражение художественной индивидуальности предметов быта, иными словами - стиль
 
   
Даже самые ранние изделия уже украшаются. Видимо в этом закладывалась некая идея идентификации предмета, его авторская или хозяйская знаковость. Простейшие виды орнамента: точка, штрих, зигзаг, волнистая линия - скорее всего были символами реальных предметов. Некоторым деталям орнаментов приписывались магические свойства. Изначально сложились два типа орнамента: регулярный, с метрическим повторением одинаковых элементов или групп элементов и нерегулярный, заимствованный у природы, похожий на растительные мотивы с причудливым расположением деталей.
Появление технологий производства металлов изменяет внешний вид изделий. Сначала бронзовый, а затем и железный инструмент положили начало стлярного дела. Узлы соединения элементов прибрели конструкционный характер и стали достаточно прочными. Среди археологических находок в Центральной Америке есть каменная мебель, сходная по формобразованию с африканской. Разнообразие форм мебели для сидения свидетельствует об интуитивных представлениях о прочности материалов. Деревянные детали соеденены шипами, а плетеные мембраны искусно и логично обхватывают каркас. Примеры подобной мебели встречаются у современных низкоразвитых народов Африки. Некоторые из них развивались обособлено, вне коммуникаций с остальным миром. Удивительно, что обладание металлическими орудиями труда не совершенствовало технологию изготовления мебели и предметов быта. При этом деревянные поверхности богато украшались ораментальной резьбой, что позволяет предположить, что мебель, все же относилась к сверхдостаточной роскоши, была своеобразным знаком положения владельца в социальной иерархии. Очень часто табуреты, скамейки, столы изготовлялись в виде скульптур животных и неких антропоморфных существ. Очевидно, что изготовители находили особое удовольствие в самом процессе создания уникальных вещей, склонность к художественному самовыражению постепенно становится непременным атрибутом столярного ремесла, свидетельством его качества, адекватным эквивалентом ценности самого изделия. С большим мастерством выполнялись всевозможные плетные тростниковые короба для хранения инструментов и одежды.
   
  Древнейшая форма африканских домов напоминает цилиндр, имеет окружность в плане и остроконечную крышу. Жители хижин, как и в древние времена изготавливают все необходимое для своих первичных потребностей сами. У них встречается мебель, поражающая воображение своей красотой и комфортом. Ей очень удобно пользоваться - сидения имеют вогнутую поверхность. По технике изготовления африканская мебель, несмотря на металлический инструмент не лучше, чем изделия коренного населения Америки или Австралии. Мебельные формы еще не структурированы и функционально не выделяются среди прочих предметов обихода. Они богаче декорированы, у них выше мастерство резьбы, но еще мало рациональности и практической целесообразности.
Но именно в это время начинают складываются общественные стереотипы, связывающие представление о ценности ремесленных изделий с их внешним видом. Мебель становится предметом искусства, органичной частью визуальной культуры этнических сообществ, неким знаком идентификации личности, свидельствующем о многом. И в первую очередь о такой тонкой интеллектуальной категории, как художественный вкус, который формирует и сопровождает человека на всем пути эволиции. От первобытного состояния до постиндустиальной цивилизации.
 
   
Когда в Европе еще царила эпоха варварства в Египте уже сложилась высокоразвитая культура. На рубеже IV-V в. до н.э. райские условия плодородной долины Нила обусловили развитие земледелия. В свою очередь это потребовало организованного коллективного труда и устойчивой системы общественной организации - госудаства. Египетская цивилизация была основана на строгой, абсолютной иерархии. Египетское искусство, оличалось такой же упорядоченностью. Унифицированные художественные формы сформировали особый пластический язык визуальных стереотипов, благодаря которому мы безошибочно определяем происхождение изделий из Египта. Исксство развивалось в условиях доминанты религиозного мировозрения. Население верило в загробную жизнь, что во многом определяло характер культовых процедур. Египтяне верили, что изображение живет вечно и придавали этому огромное значение. Стилизация, при лаконичности форм превращалала изображения в сиволы. Рациональность мышления предполагала соответствующую простоту форм.
Настоящая мебель появилась как привилегия богатых людей, ибо бедным полагалось сидеть на корточках. Впервые удвердилось представление о стуле как о парадном сидении с высокой спинокой, его форма получает логическое обоснование и он приобретает конструктивную логику, ставшую основой процесса эволюции мебели.
   
  Отсюда пошли и основные приемы, узнаваемые в последующих стилях - мебельные ножки в виде звериных лап, элементы египетской орнаментики в древнеримской мебели, египетские мотивы в стиле ампир, возникшем во время египетских походов Наполеона. В Египте принципиально усовершенствовалась примитивная технология изготовления мебели и деревянных деталей интерьера. Детали шпаклевались и окрашивались. в дорогих изделиях применялась инкрустация перламутром, слоновой костью и золотом. Очень популярным стал декор плоскостной орнаментации вгеометрических и ратительных мотивах. Египтяне создали типологический ряд мебели. В период расцвета царства Фив она стала комфортабельной и особенно изящной. Практически все прототипы современных мебельных форм, аксессуары жилища, утварь, металлические зеркала родом из древнего Египта. Стлярное дело стало самостоятельным ремеслом. Интуитивная находчивость древнеегипетских мастеров до сих пор вызывает восхищение. Искусство Египта оказало огромное влияние не только на Восток, но мировую визуальную культуру в целом. Элементы египетского стиля встречаются в эпоху Рима, в средневековой Европе. Даже в наши дни египетский стиль часто служит источником вдохновения для дизайнеров в создании исторического колорита в предметном ансамбле жилой и общественной среды  
   
Культура междуречья Тигра и Ефрата была в какой-то степени конкурирующей Египту. Периодически в трехтысячелетней истории там правили шумеры, вавилоняне, ассирийцы и персы. Соблазн завоевания богатейших территорий со стороны варваров заставлял аборигенов вооружаться и блюсти соб-ственную безопасность. На этой основе воникла древняя высокоразвитая культура. Структура городов отражала сословность классового общества. Идеалом вавилонской красоты была солидность и несокрушимость, эти признаки часто бывали гипертрофированными. Местные мастера превосходно владели технологиями добычи и обработки металлов. Внешний вид вавилонской мебели был демонстративно брутален, прост, если не примитивен по кострукции а поверхности богато укашалась металлической фурнитурой, пуговицами, бляшками. Ножки выполнялись в виде стилизованных шишек, часто употреблялись мотивы человечеких фигур с поднятыми руками, как бы несущих сиденье своего господина. Видимо здесь и родился очень популярный, в дальнейшем прием несущих коллон-кориатид и атлантов. Хорошо развитое текстильное производство двало возможность укашения мебели бахромой, кистями, всякими подушечками. Немногим известно, что кровать с бадахином является чисто вавилонским изобретением. Орнаменты богаты фантастическим зверьем, особенно почитался крылатый бык. Растительные мотивы шишки, розетки, пальметты используются в росписях порталов, колонн, керамических плиток и мозаик для пола. Общее впечатление необузданной роскоши очень характерно для прикладных изделий древнего Вавилона. Завоевавшие в IV веке до н.э. двуречье персы мало что дали для развития вавилонской культуры, разве что в изобразительные мотивы добавились ассирийские образы бородатых мужских физиономий.
Черты стилизаций народов Средиземноморья оказал огромное влияние на формирование как западных, так и восточных культур. Индусы, как ближайшие соседи древних персов многое от них переняли, но и многое осталось свойственным исключительно индусской стилистике. Индийский стиль мебели интересен и весьма декоративен. Индусы хорошо знали что такое комфорт. В стране богатой смолами, развилась техника лакирования. Дерявянные, как правило точеные изделия покрывались быстросохнущими цветными лаками до окончательной сборки. Еще один метод - процарапывание рисунка на многослойном лаковом покрытии, что-то вроде сграффито. Или бомбейская мозаика - интарсия на черном дереве с инкрустациями из перламутра, слоновой кости, разных поделочных камней и самоцветов. Пышная ажурная резьба свидетельство особой страсти индусов к декору, его для нанесения используется любое свободное место. Затраты времени не имели значения, а терпение восточного человека и его педантичный, кропотливый труд один из факторов образования культурных традиций древних народов в бесконечность.
Позднее, когда на Индии отразились колониальные запросы метрополий тысячелетнее мастерство индусов-мебельщиков оживилось. В XIX веке в Европе нашлось множество любителей индийской мебели, которая приобреталась из-за экзотического декора. В первую очередь популярностью пользовалась бомбейская мозаика. Новая индийская мебель хотя и стала приобретать европейские формы, но благодаря обильной специфической сложной орнаментике сохранила характерный индийский стиль.
Китай был феодальной страной со своими традициями тысячялетиями неизменным художественным восприятием. Универсальным материалом для изготовления самых разноообразных необходимых предметов и бытовой утвари был бамбук. Китайский ремесленник использовал бамбук как каркас для перегородок, ширм, пленых изделий и мебели. Формы мебели диктовались сирогими нормами жизни, определенным рациональным подходом.
Китайское искусство в Европу вошло в XVII веке модой на китайскую лаковую мебель в Голландии и Англии. Китай - родина лаковой техники, здесь она была освоена еще в глубокой древности. Интарсия в Китае отличалась от европейской тем, что вставки немного выступали над поверхностью. Здесь кроме цветной древесины, прменались слоновая кость, черепаховый панцирь, перламутр, рог, полудрагоценные камни и металл. Основной предмет мебели богатого китайца т.н. кан - подобие низкого дивана, сплетенного из лыка, окруженного с трех сторон спинками. Легкие небольшие бамбуковые предметы мебели с изящной отделкой с простыми прямолинейными формами - столы, стулья, подставки, причудливые комбинации полок, ящиков, табуретов, устанавливаемых или друг на друга, или один в другой.
В XVIII веке, помимо увлечения китайским фарфором, большое вляние китайский стиль оказал на формирование рококо. Китайский стиль наиболее знаменитого мастера эпохи рококо, Томаса Чиппендейла, использовал сочетание прямоугольных форм с ажурными решетками, пагодаы и колокольчики, увенчивающие кабинеты и стеллажи, черные и золотые тона.
Бумажные обои, завезенные в Европу в эпоху рококо, также происходили из Китая. На этом фоне игривое и легкое "китайское рококо" веками оказыврло воздействие на европейское искусство.
На японские изделия старый свет обратил внимание только к конце XIX века. Японский стиль в сегодняшнем интерьере - наиболее популярен среди этнических. Несомненно японское влияние в современных минималистских и пуристских стилистиках. В Европе японские изделия появились позже китайских - в XIX веке в эпоху историзма и эклектики. На всемирной выставке в Париже в 1878 году развернулось целое движение, навеянное японской культурой. Популярные японские мотивы - экзотические орнаменты, изображающих мифических птиц и зверей, цветущих побегов, металлические вставки в мебели. Ощутимо японское влияние и в стиле модерн. Особая организация пространства, где практически отсутствуют предметы мебели - ниши, заменяющие встроенные шкафы, пустые небольшие помещения с потолками и стенами, обшитыми светлыми породами древесины - гармонична и соразмерна. Украшением служила только отделка стен и потолка естественной текстурой натуральной древесины и нежная расцветка межкомнатных перегородок. Пол устилали толстые циновки. Только знать и духовенство пользовались креслами, остальные и работали, и отдыхали практически на полу - писали на низких лаковых столиках, спали на циновках. Характерны изысканная простота и тщательность исполнения изделий, неправильные асимметричные комбинации и ритмичность повторения. Некоторые изделия изготавливались исключительно на экспорт, например большие шкафы и сундуки, в самой Японии не применялись. Свои немногочисленные изделия японцы изготвливали с большим мастерством.
Удивительный вкус, продуманность и завершенность даже мельчайших деталей, единство формы, материала и отделки отличали японскую мебель, которая отлично вписывалась в рамки легких архитектурных форм.
Страну древних греков называли Элладой. Эта культура известа миру в большой степени благодаря поэмам Гомера. Занимавшиеся мореплаванием и торговлей греки вели городской образ жизни. На Пиренеях возникали полисы - небольшие города в которых и была создана самая великая культура античного мира. В отличие от египетских находок, дающих наглядное представление, образцы мебели Древней Греции обнаруживаются лишь на рельефных изображениях, рисунках на вазах и статуэткам. На прогресс технологии изготовления мебели повлияло появление рубанка. Греки изобрели более сложные соединения, гнули древесину с помощью пара. Появившийся обычай есть лежа стимулировал развитие новых разновидностей кушеток с поднятым изголовьем и скамеечкой. Ранняя форма тяжелого стула со временем заменяется, изящным стулом с серповидно изогнутыми ножками - клисмосом, популярным не только в античности, но и повторенный впоследствии в стиле ампир. Ножки мебели утончались, загибались или, как и в Египте, заканчивались звериными лапами, прямые ножки в форме колонн украшались сверху волютами - спиралевидными завитками. Мебель была цветной, резные и инкрустированные элементы ярко раскрашивались. Для греческой орнаментики характерны как растительные, так и геометрические архитектурные элесенты. Очень часто применялись мотивы аканта, рядов листьев, лотос, цветы ясных геометрических схем. Очень характерным орнаментом, который сегодня можно увидеть почти везде, когда речь идет о Греции - меандр. Орнаментика была чисто декоративной и не носила символического значения. Простота, гармония , благородные пропорции Греческой мебели оказали художественное влияние на формирование последующих стилевых форм, начиная с Древнего Рима.
Римская империя распростерлась на все Средиземноморье. Римляне многое заимствовали из греческой культуры, однако стилистика была значительно сложнее и противоречивее.
Деревянная римская мебель, как и греческая, до нас не дошла. К счастью, нередко мебель делали из мрамора и бронзы. Раскопки жилых домов в Помпеях со знаменитой росписью стен - помпейскими фресками - дают представление о быте и обстановке жилищ. Римское искусство в IV-III в.в. до н. э. развивалось на основе этрусского наследия, созданного предшественниками римлян на территории Италии. В период расцвета Рима усиливается эллинское влияние, особенно после завоевания римлянами Древней Греции. При всем решающем влиянии эллинизма на искусство Древнего Рима, римская культура имела свой особый характер. Имперский дух требовал роскоши и помпезности. В орнаментах - листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты и хищники. Если звериные лапы у греков лишь "обували" мебельные ножки, римляне нередко ножку стола делали целиком в виде фигуры стилизованного животного - комбинированного из элементов льва, грифа, листьев акантуса, или сфинксов. Как и греки, римляне любили лежачий образ жизни, поэтому искусство удобного горизонтального расположения дошло у них до появления кроватей с мягкой обивкой и кресел-носилок для передвижения по городу. Обеденные столы часто были легкими и передвижными, а после трапезы нередко вовсе убирались. Были также массивные , богато украшенные столы с мраморными боковинами, которые ставились в атрии (прихожей) и символизировали домашний очаг. Эта форма стола впоследствии использовалась в эпоху итальянского ренессанса.
Победа и последующее торжество христианства в качестве доминирующей религии способствовали возникновению новой культуры. При распаде римской империи в IV веке в ее восточной части возникло феодальное государство со столицей в Константинополе - Византия. Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с 7 века большую часть населения составляли греки. Здесь римское искусство, впитавшее восточные традиции, дало рост новой культуре. Став центром нового декоративного искусства, Византия распространила свое влияние на Запад. В архитектуре обилие фресок и скульптуры сменяются богатством красок, дробностью форм, мозаикой. Византийская мебель по стилистике также вначале шла вслед за римской, но позже стала более упрощенной и грубой, с обильным и вычурным декором. Не создав новых мебельных форм, византийский стиль с характерной декоративностью оказал, тем не менее, влияние на стили средневековья, в т.ч. романский. В орнаментике использовались христианские мотивы - монограмма Христа, голубь, рыба, барашек. Растительные мотивы сочетали символы различных культур - лавр, оливковые ветви, стилизации аканта и пальметты, вьющиеся растения и ленточные сплетения. Лучшие творения византийского стиля были найдены в Италии. Большое влияние культура Византии оказала на Россию и Балканские страны.
Византийская мебель, за исключением немногих церковных изделий до нас не дошла. Но известно множество изделий из слоновой кости, где вместе с человеком изображена мебель, а также церковные книги с миниатюрами, по которым можно было судить о формообразовании архитектурных деталей.
Ислам, возникший в VII веке, объединил слаборазвитые племена арабов и превратил их в одну из могущественных наций, подчинившую себе территории Ближнего Востока, Северной Африки и Пиренейского полуострова. При этом мусульманская культура испытала большое влияние культуры завоёванных народов (византийцев, египтян, персов, римлян) и создала свой оригинальный стиль, который христиане именовали "стилем сарацинов". В результате того, что ислам запрещал изображать живые существа, художественная фантазия мусульман нашла выход в создании изощрённой орнаментики. Мавританский стиль оказывал влияние на протяжении многих столетий. В XIX веке, в период господства эклектизма, в модном неомавританском стиле оформлялись курительные и кофейные комнаты в особняках европейских буржуа. декор родился из знаменитого арабскогго шрифта с его бесконечными завитками. Его сила, изящество, смелость свидетельствует одновременно, как о фантазии, так и о математическом образе мыслей.
А вот мебель в мусульманской жизни играла довольно незначительную роль. Сидеть и спать арабы предпочитали на коврах и подушках. Для обивки мебели использовалась также кордованская кожа с тиснением и часто позолотой. Нередко изделие поверх кожаной обивки обрабатывалось ажурными металлическими накладками. Арабо-мавританский декоративный стиль представляет собой своеобразный, незнакомый, замкнутый в себе мир форм; его сильное воздействие увело искусство средневековья еще дальше от классического наследия, обогатив средневековье, и без того не страдавшее бедностью фантазии, многочисленными дотоле неизвестными фантастическими декоративными элементами.
История романского стиля насчитывает в Европе четыре столетия. Это обобщенное название первой интернациональной стилистики по-разному воплощенной и названной в культуре разных стран. Возникший во Франции под влиянием римской культуры, он распространился в Англии в X веке и назывался сначала англо-саксонским, а после норманского завоевания - соответственно норманским. Его северные модификации с изображениями краблей викингов и богатой резьбой причисляют к северному стилю.
Стиль, возникший на развалинах римской империи и названный по одному из составляющих его источников - римскому, наряду с античными впитал в себя византийские истоки, а также искусство германских и северных варваров.
Основной задачей искусства романского периода было обслуживание культа религии. Поэтому образное выражение могущества стало доминирующим в стилеобразовании романской культуры. Эпоха крестовых походов также подтведила богоугодность искусства. Тяжелые массивные формы, толстые доски, кованые железные стяжки похожие на детали рыцарских доспехов - образная структура интерьера и мебели.
Мебель и утварь изготавливалась непосредственно в монастырях и как правило, обслуживала нужды самой церкви. Суднук был самым распространенным предметом мебели. Он был и хранилищем ценностей, и кроватью и скамьей. Романский стиль имел множество региональных видов и это отражалось в специфике орнаментального декора. Геометрические и фигуративные мотивы были брутальны и примитивны по системе, без гармонического осмысления, как это было свойственно светским древним культурам.
Расцвет городов и ремесел феодального средневековья оказал влияние на искусство и культуру, в первую очередь, архитектуру. Громоздкие романские церкви, похожие на крепости уступают место устремленным вверх, динамичным готическим. Высокие башни, ажурные орнаменты, стрельчатые своды. Новые конструктивные возможности строительства дают возможность позволяют преодолеть тяжеловесность камня. В жилых домах богатых горожан дощатые полы, застилают коврами, стены облицовываются деревом или украшаются росписью и коврами, начинают остеклять окна толстым свинцовым стеклом, но занавесей пока еще нет, балочные конструкции потолков оставляют открытыми.
Появляются шкафы для посуды. Характерны шкафы, напоминающие по форме поставленные друг на друга сундуки. Готическая кровать либо встроена в стену, либо имеет балдахин или подобный шкафу каркас.
Готика в различных странах Европы отличается своеобразием, с наибольшими различиями в северных и южных вариациях. На севере Европы применяются резьба, ажурный орнамент. На юге - неглубокий резной орнамент с растительными элементами, листвой, завитками, окрашенными чаще всего в красный и зеленый цвета, известной под названием тирольской плотницкой готики.
Постепенно пространственные и конструктивные мотивы, в сочетании с регулярной орнаментикой стали характерными признаками готического стиля. С готики началось применение рамочно-филенчатой вязки для деталей мебели, возросло количество мебельных форм. Простейший сундук трансформировался в шкаф и буфет. Стали применяться угловые соединения "в шип".
Архитектура ренессанса, зародившегося в Италии XVI века - времени отказа от средневековой аскезы и торжества жизни и красоты, подобно древнеримской, эклектична. Формальные элементы заимствуются из греко-римской культуры, возвращаются горизонтальные линии, вместо башен и шпилей появляется купол.
Интерьеры дворцов монументальны и великолепны. Дома флорентийской и венецианской знати обставлялись дорогой мебелью в античном духе. В отличие от средневековой, мебель ренессанса перестает тяготеть к стенам. Античные орнаменты ренессансная культура развивает и делает более утонченными. Вводятся новые декоративные элементы, в частности, гротески - причудливые композиции из растений, фигур животных и фантастических существ.
Развиваются и усложняются плотницкие техники. Широко распространяеется техника фанерования, применяется интарсия - деревянная инкрустация. Распространенные декоративные мотивы - вьющийся стебель, лист аканта, изображение музыкального инструмента, натюрморты, городские виды.
Разнообразится мебель для сидения - это и резной "стул Строцци" с узкой спинкой на трех наклонных ножках, и складное кресло икс-образной конструкции, в т.ч. "стул Савонароллы". Из традиционного итальянского сундука кассоне развивается предок дивана - касса-панка.
В Европе ренессанс существовал во множестве региональных модификаций и сам по себе символизировал торжество светских культурных ценностей, расцвет искусства. Главные заказчики эпохи ренссанса - городские правители и богатые горожане поручают архитекторам разработку атрибутики для новых задач. Появляются новые типы общественных сооружений: больницы, театры, возрождаюся загородные дома.
Пропорции золотого сечения и уравновешенные регулярные системы становятся Характерный элемент декоративного оформления интерьера - кессон своим формобразованием обязан рамочно-филенчатых конструкциям. Простое дощатое покрытие сменяется сложными декоративными решениями с многочисленными профилированными деталями, колоннами, пилястрами, филенчатыми панелями.
В эпоху Ренессанса формообразования носит уже рациональный проектный характер. По предварительно выполненным эскизам изделия выполнясь в натуральном виде. Если предыдущие стили органически развивались друг из друга, то Ренессанс произвольно избрал отправной точкой художественное и культурное наследие античности. Мебель становится все более индивидуальной. Ее качество начинает измеряться количеством роскоши в отделке и орнаментах. Фактор социальной аутентичности во многом определяет поиск мастеров и декораторов.
Ренессансную мебель характеризует ясное конструктивное построение, обилие в декоре архитектурных элементов. Да и сама мебель решеается в подобии архитектурных сооружений, как их миниатюрная копия. Такую, составленную из архитектурных деталей мебель иногда называю архитектонической.
Ораментика Ренессанса онована на античных образцах, но более изыскана и утонченна. При том, что декоративной обработке подвергалось все вокруг, но с соблюдением некоторых правил соподчиненности форм, представлением о главном и второстепенным. В огромное количество декоративных мотивов добавляются и принципально новые, в частности - гротески. Это причудливые фантастические композиции, с вплетенными в вьющиеся растения фигур живонтых, птиц, портретных изображений, цветов. Уместными считались мифологические сюжеты.
Столярное ремесло достигает расцвета. Мастера-краснодеревщики начинают формировать свои ремесленные школы и династии. Освоение новых технологий распиловки древесины и способов получения фанеры стимулируют промышленное производство мебели и приводят к возникновению ранее невиданных способов украшения деревянных изделии - интарсии. До конца XIV века в орнаментальном наборе употреблялись преимущественно темные и светлые сорта древесины. Изображения были монохромными, с жестко симметричной композиционной структурой.
Характер декорирования меняется от столетия к столетию. В XIV веке (треченто) предметы обстановки украшались росписью и позолотой. В следующем столетии (кватроченто) широко применяtтся архитектурно орнаментальное оформление. В XVI веке (чинквиченто) господствует резьба по дереву. Обработанные эффектной рельефной резьбой роскошные изделия этих времен уже предвещают приближающийся век барокко.
Формы мебели Ренессанса в разных странах имеют ярко выраженные региональные отличия. Даже в Италии изделия разных провиций характеризовались какими-либо уникальными специфическими деталями. Тоскана, Венеция, Болонья и Ломбардия стали основными центрами мебельного производства и постепенно утверждали свою удожественную преемственность.
Искусствоведы различают множество географичеких вариаций Ренессанса. Франция, Нидерланды, Англия, Германия, Испания, Португалия при общих тектонических принципах отличаются характером орнаментики и технологиями декора. Переплетение ньюансов этнических культур с доминирующим трансрегиональным Ренессансом давали удивительные произведения. Немногочисленные уцелевщие представляют национальные достояния и бережно сораняются в музеях разных стран.
Новая, неизвестная ранее гармония характеризует расцвет Ренессанса. Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь прежде всего на античное наследие.
Декоративное искусство Ренессанса, будучи предтечей эпохи развитых стилей оказало огромное влияние на развитие художественного вкуса вплоть до нашего времени, сохранила художественные символы античной культуры, позволило сформулировать общественные стереотип понятия "классика".
Основополагающие приципы визуальной культуры, как цельной художественной системы обосновались во времена Ренессанса. В дальнейшем, мы встретим множество реплик обращения к искусству возрождения, ставших, или не ставших последовательным развитием представления о художественности среды нашего обитания.
Само название стиля возрождения прочно вошло в жизнь символом надежды и красоты, как нечто вызывающее доверие. Гостиницы, банки, мебельные магазины, страховые компании, туристические фирмы.... конфеты и даже майонез называют Ренессансом по поводу и без.
   
   
   
 

.....rudesign 2000 -