НАР НУВО (ART NOUVEAU)
 
Период калейдоскопа неостилей - необарокко, неорококо, неоготики, плюрализма Макарта, "клопового ренессанса" в Германии и других стилевых течений, вызывавших ужас у эстетов конца XIX века, совпал с развитием фабричного производства и попытками найти пути содружества промышленности с искусством. Началось время создания художественно-промышленных школ и музеев прикладного искусства, первых конструктивистских экспериментов, знаменитого движения "Искусства и ремесел", возглавляемого Уильямом Моррисом, борющегося с безликостью массового производства. Движение оказало влияние на развитие различных стилистик, в том числе ар нуво и Баухауза, единственной неизменной чертой было создание большинства элементов вручную.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  Художественные поиски в литературе, архитектуре, музыке и прикладном искусстве параллельно во всех странах Европы увенчались возникновением нового крупного направления с общими, характерными чертами, хотя и разными названиями. В Австрии - сецессион (от слова secessio - отход, отделение), в Германии - Югендстиль (молодой стиль), ар нуво (новое искусство) во Франции, либерти - в Италии, модерн (современный) - в Англии и России (с разницей в ударении). Эпоха модерна подарила миру такие знаменитые имена, как Антонио Гауди, Ф.Шехтель, Тулуз Лотрек, Густав Климт, Тиффани, Ван де Вельде .
 
   
  В отличие от эклектизма 19 в., формально заимствующего элементы стилей прежних эпох, искусственно соединяя их, модернизм шел по пути стилизации, переосмысления, подчинения деталей единому целому. Ар нуво размыл границы между декоративным, прикладным и изобразительным искусством. Теоретики модерна считали, что архитектура, интерьер и элементы декора должны составлять единый ансамбль. Произведения живописи и скульптуры включаются в интерьер, подчиняясь общему замыслу. Художник становится универсалом, владеющим разными видами искусств. Проектировщик непосредственно на производстве контролирует соответствие идей их воплощению. Эстетика ручного и машинного производства достигают соглашения.
 
   
Свои причудливые формы модерн создавал, вдохновляясь природой, орнаментальными мотивами крито-микенской культуры, графикой Японии, воплощая новые формы в современных материалах с помощью машинной техники. Хотя элементы стили проектировались для машинного производства, большинство ранних произведений являются уникальными. Плавные, текучие линии с явной тенденцией к асимметрии, стилизованность орнаментики, пластичность, изящество, обилие природных, растительных мотивов, изображения женских фигур со струящимися волосами несут символический смысл, соединяя живое с неживым, духовное с материальным. Волнообразные контуры дверей шкафов, тонкие, витые ножки столов и стульев - в дизайне мебели декоративность стиля достигается в большей степени причудливостью линий, чем украшением резьбой и инкрустацией.
   
  Работы французских художников, конструирующих мебель, Мажореля и Галле, зачастую асимметричны, украшены растительным узором. Обои, драпировки, обивочные ткани со стилизованными изображениями цветов, камыша, лебедей, светильники, вазы, скульптуры делают интерьер чувственным и эмоционально насыщенным. Нередко стены, окрашенные в пастельные тона, расписываются. Стеклянные абажуры напоминают чашечку цветка.
 
   
Параллельно с использованием экзотических орнаментов и материалов развивается конструктивистская линия с характерной для нее прямолинейностью форм и их ясным построением. Новатором этого направления стал шотландец Чарльз Рени Макинтош. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий. В Австрии направление было развито в мебели Йозефа Хоффмана, в России - Фоминым. В Австрии и в Германии был осуществлен переход на машинную технику изготовления мебели, в том числе механизированному процессу фанерования, позволяя добиваться более гладких поверхностей.
Звезда art nouveau в Соединенный Штатах - Луи Комфорт Тиффани, потомок Чарльза Тиффани, основателя ювелирной компании Tiffany & Co., которого называли "королем бриллиантов". Подлинного совершенства Тиффани добился в дизайне настольных ламп. Сейчас наличие лампы Тиффани в коллекции - предмет гордости любого коллекционера. Выставленная недавно на аукционе лампа Zinnia была продана более чем за $1 млн.
   
  Оригинальная мебель, произведения искусства и предметы убранства эпохи модерна, давно ставшие антиквариатом, в современных интерьерах встречаются чаще, чем произведения более отдаленных эпох. Стиль любим во всем мире и большую популярность снискал в постсоветском пространстве. Проектирование интерьера в стиле модерн, зная пристрастие к нему клиентов, обязательно имеют в своем арсенале уважающие себя специалисты.
 
   
  Модерн провозглашен стилем универсальным, который должен оформить все жизненное пространство современного человека до последних мелочей. Прихотливость форм не должна была противоречить комфорту и практичности вещей. Дом изнутри и снаружи проектировался как цельный художественный объект, пригодный для нормальной жизни. Плавные линии растительного орнамента (или флореального, иначе говоря) поднимаются по колоннам к потолку, окружают дверные проемы, струятся по раскрашенным, покрытым лепниной или обтянутым тканью стенам, перетекают на деревянные панели и соскальзывают на рисунок паркета. Как когда-то в искусстве рококо, модерн стремится к максимальному синтезу всех частей интерьера. Мебель буквально выходит из стен. Консольные полки вырастают из завитков настенной лепки или резьбы. А отдельные предметы воспринимаются как акценты в единой композиции помещения.
Ниши и полки вообще очень популярны. Они не только на стенах, но и на каминах, шкафах, буфетах, диванах. Всюду можно поставить фотографии, или книги, или декоративные безделицы, производство которых переживает настоящий бум.
Портьеры, обивка мебели, обои почти всегда с прихотливым растительным орнаментом, крупными цветками или японскими мотивами. Япония как раз входит в моду. Изысканными считаются палевые, серебристые, лиловые, серовато-зеленые цвета.
 
   
  Модерн был всеяден и мог использовать как экзотические, так и самые простые декоративные материалы и породы дерева. В дорогой мебели применялись ручная резьба, инкрустация, хрустальные панно. В дешевой - стекло, штампованное тиснение на фанере и вставки фабричных украшений из меди и латуни. Новый стиль не стремится к аристократичности. Промышленное производство недорогой мебели развивается быстро, так что позволить модную обстановку могут люди среднего достатка.
Модерн обычно делят на два основных направления - декоративное и конструктивное. В первом особенно преуспели французы, у которых мебель могла превращаться почти в скульптуру. Конструктивное направление победило в России. Рациональное фабричное производство серийной мебели требовало упрощенных форм и рентабельного декор
 
   
   
   
   
   
 

.....rudesign 2000 -