°Z†ьS Ш"©®ьS ГЎM∞ьS 8’m ЄьS X’m јьS H÷m »ьS P÷m –ьS ГЎMаьS X÷m шьS
Ё¬ќЋё÷»я ћ≈—“ ѕ–ќƒј∆
 
ƒизайн как метод обустройства мест дл€ торговли существует, видимо с того самого момента, когда первый в истории торговец попыталс€ сбыть свой товар. »менно в те древние времена определились первичные услови€ взаимодействи€ интересов по разные стороны прилавка, которые в итоге стали незыблемыми принципами существовани€ всей земной цивилизации. — древнейших времен товарообмен и торговл€ стали фактором стремительного развити€ коммуникаций. ѕо мере увеличени€ объемов товарооборота и количества заинтересованных лиц сообществу пришлось решать множество организационных и сопутствующих задач, и способы их решени€ € бы риск-нул назвать методом системного дизайна. ¬ самом деле, чтобы провести ра-зовую торговую операцию на примитивном уровне, ничего особенного не нужно. ѕродавец, покупатель и, собственно, сам товар. ћожно даже не уметь разговаривать - достаточно жеста и мимки. ќднако, когда товара много, чтобы реализовать его, приходитс€ думать об элементарной эффективности процесса продажи. ¬се это отражаетс€ в факторах, обеспечивающих продажу максимального количества товара при минимальных издержках.
   
  Ёта корнева€ аксиома торгового бизнеса не претерпела никаких изменений от первобытного до постиндустриального общества. Ѕолее того, в современном мире уживаютс€ самые разные технологии продаж - от доисторического стихийного рынка до высокоорганизованных и безупречных, с точки зрени€ профессиональной логистики транснациональных сетевых торговых систем.
 
   
  »значально, в эпоху доисторических отношений, места простого товарообмена не выходили за пределы привычного ореала обитани€ племен. –ынки по€вились уже как непременный артибут древних цивилизаций. ѕомимо чисто коммерческих, они выполн€ли множество социальных и культурных функций, становились своеобразными коммуникационными перекрестками. Ёто и определ€ло их местоположение в пространстве поселений. ќчень скоро торговые площадки рынков приобрели градообразующее значение. ƒо сих пор в старинных городах ≈вропы центр исторического планировочного €дра называют рыночной или ратушной площадью.
 
   
  “радиционно, торговле покрови-тельствовали высшие силы, например у древних римл€н - бог ћеркурий. ќтчасти это сохранилось и в христианские времена. ¬близи торговых мест ставились церкви, дабы св€тые Ђблюлиї справедливость сделок, а торг совершалс€ в присут-ствии свидетелей и судей самого высшего уровн€. —оседство торга с храмами было €влением естественным. “орговл€ в древности, в целом не считалась зан€тием неблагородным, а торговцы - людьми Ђвторого сортаї.  онечно, к люд€м, существующим за счет наживы и, стало быть, нарушающим св€щенный принцип справедливости, отношение было неоднозначным. Ќе случайно, может быть, самые большие пожертвовани€ на благотворительные цели исходили от купечества, как бы замаливавшего грех наживы.  
 
 
   
  –азумеетс€, вблизи рынков должны были быть удобные пути дл€ подвоза товаров. »ногда, в силу специфики местного транспорта, торговл€ возникала в достаточно экзотических местах: например, в “аиланде до сих пор процветает и развлекает многочисленных туристов очень экзотический плавучий рынок.
—удьба и развитие торговых площадей складываетс€ по-разному. Ќо, как правило, они принадлежат к историческим достопримечательност€м, объектам-пам€тникам и веками сохран€ютс€ в неизменном виде. —обственно, и сам процесс торговли там в большой степени носит развлекательный характер.
 
   
  ¬ основе технологического развити€ рыночных площадок обычно лежит экономическа€ целесообразность. „асто дешевле построить новый рынок на новом месте, чем распутывать клубок усто€вшихс€ традиций, собственности, местных раритетов. ѕоэтому где-нибудь в √ермании, »талии или ‘ранции рынок с точки зрени€ принципов обустройства выгл€дит почти так же, как и в  итае и »ндии разумеетс€ с учетом национальных культурных особенностей. ѕроцесс приобретени€ товаров на рынке доставл€ет и аборигенам и туристам особое удовольствие. ћожно и поторговатьс€, и почувствовать, что вы самый любимый, самый желанный покупатель. ѕродавцы рынка быстро запоминают посто€нных клиентов и балуют их всевозможными скидками.  
   
  ќбычно такие рынки располагаютс€ непосредственно на городских улицах и площад€х. ѕрилавки и навесы на случай непогоды сооружаютс€ с помощью легких складных и мобильных конструкций. — завершением дн€ торговл€ бесследно исчезает, чтобы по€витьс€ вновь следующим ранним утром. ¬рем€ невластно над уличными рынками, как правило, они занимают муниципальные территории, по регламенту не подлежащие капитальной застройке. ј следовательно, активизаци€ городской жизни и поддержка покупательских потоков в таких местах дает городской казне посто€нный источник налоговых поступлений. ќбычно кварталы капитальной застройки, примыкающие к уличным экзотическим рынкам, очень привекательны и дл€ стационарной, магазинной торговли. ÷ены на торговую недвижимость там всегда высоки, что обусловлено спецификой покупательской аудитории, априори нацеленной на импульсивное решение купить какой-нибудь сувенир на пам€ть или гарантированно наисвежайшие продукты. ≈стественно, рентабельность рыночной торговли невысока, но относительно низкие ставки аренды на городские территории общего пользовани€, усто€вша€с€ дес€тилети€ми культура продавцов позволили сохранить этот уникальный феномен исторического рынка до наших дней, а возможно, и далеко в будущее.  
   
   
  ¬ –оссии представление о цивилизованном уличном рынке, к сожалению, утрачено не без помощи советской власти. ѕри всей уникальности социальных преобразований постперестроечного периода традиции дореволюционной российской торговли, воспетой √ил€ровским, возродить не удалось. Ќесмотр€ на то, что в 90-е годы прошлого века почти все центральные улицы городов представл€ли собой один стихийный рынок, торговый бизнес при содействии административных властей окончательно повернул в сторону наращивани€ капитализации торговли. Ќезаметно улична€ торговл€ исчезла, видимо навсегда. ќколо станций метро еще можно увидеть нелегальных старушек с букетиками цветов или квашеной капустой, но это уже рудименты "великого торгового бума перестройки". ќстались киоски, и маленькие торговые павильоны. ” них тоже есть сво€ истори€, и она происходила у мен€ на глазах и даже при моем участии.  
   
   ак главный художник ћосквы € непосредствнно отвечал за внешний вид мелкорозничной торговли и лично способствовал ликвидации стихийных рынков. —пуст€ много лет, фотографии толпы “ишинского рынка, на месте которого давно возвышаетс€ солидный супермаркет, вызывают ощущение чего-то недооцененного и недопон€того, но безвозвратно утраченного, хот€ у мен€ и не было никаких возможностей повли€ть на процесс. Ќо именно тогда было выполнено несколько системных дизайн проектов самоорганизующейс€ городской торговой среды, которые по разным причинам не были реализованы.  
   
  —табильные потоки покупателей на уличных рынках создали спрос на помещени€ уже под стационарные магазины.  апитальное строительство в центрах городов уже целенаправлено обслуживало потребности торговли но площадей все же не хватало. »менно этим обусловлено по€вление первых прототипов современных торговых центров - торговых р€дов. ќни строились повсеместно, иногда дополн€€, а иногда и вытесн€€ уличную торговлю. ‘ормат сооружений торговых р€дов оказалс€ очень удачным, он не только дал возможность значительно улучшить услови€ комфорта торговой среды, но и выполн€ть некоторые социокультурные фукции городской инфраструктуры. ¬ русских городах тороговые р€ды играли роль своеобраных общественных центров. Ёто подтвеждает и их центральное месторасположение в структуре городской застройки.  
   
  ¬озведенный в ѕетербурге в 1761-1785 годах Ѕольшой √остиный дворне только вобрал в себ€ опыт строительства сооружений подобного типа, но и послужил образцом дл€ многих тороговых зданий с открытыми галере€ми, построенных в других городах –оссии.
√остиный двор почти сразу сделалс€ своего рода достопримечательностью столицы, более того - едва ли не главным центром проведени€ досуга, местом развлечени€. «а несколько дес€тилетий он стал торговым городом с дес€тками магазинов и складов. √алереи √остиного двора жили особой жизнью, здесь сложилс€ свой быт, нравы, законы и обычаи. яркие предпраздничные торги, елочные базары, рекламы распродаж, извозчичь€ - все это не вмещалось в самом √остином, а располагалось на близьлежащих улицах, придава€ окружающему району своеобразный колорит и празд-ничное оживление.   началу двадцать первого века √остиный двор продолжает оставатьс€ крупнейшим центром демократичной торговли.
 
   
  ѕервый пассаж - √алери де Ѕуа - был построен в 1788 году в ѕариже, во дворце ѕале-–о€ль (от французского paasаge -проход) , —плошное стекл€нное покрытие впервые по€вилось в 1808 году над парижским пассажем ƒелорм.   середине XIX века во французской столице насчитывалось уже более двадцати пассажей. “огда же идею подхватили архитекторы других стран, причем они стремились превзойти парижан масштабами и грандиозностью и создать "свой собственный ѕале-–о€ль". «а довольно короткий срок пассажи по€вились практически в каждой столице, став символом процветани€ и благополучи€. ѕространственна€ основа пассажа - прот€женное торгово-пешеходное пространство со светопрозрачным покрытием.  
   
   
  "ѕассаж", построенный в 1846-48г.г. архитектором –. ј. ∆ел€зевичем на участке —анкт-ѕетербурга, купленном в 1846г. графом Ёссен —тенбок-‘ермором.  омпозиционной осью 3-этажного здани€ "ѕассажа" была застекленна€ галере€ между Ќевским проспектом и »таль€нской улицей. ѕомимо 64 магазинов, в которых преимущественно велась торговл€ дорогой одеждой, ювелирными издели€ми и другими предметами роскоши, здесь работали кондитерские, кофейни, "кабинет восковых скульптур", "анатомический музеум", различные панорамы и диорамы. »мелс€ зал, где проводились концерты, публичные лекции и. ¬ начале XX века помимо музыкальных представлений стали гастролировать драматические труппы. — 1908 ежегодно гастролировал московский театр —.‘.—абурова. ¬ 1913 ѕассаж стал дл€ него посто€нной посто€нной сценической площадкой.
ћосковские пассажи быстро приобрели попул€рность обеспечили успех соединени€ светских развлечений с эксклюзивной торговлей, обогатили как торговую, так и пешеходно-коммуникативную сеть центра города.
 
   
  ¬ св€зи с тем, что в XIX веке во всех крупных европейских городах исторические центры уже были осознаны как культурна€ ценность, новое строительство дл€ современных функций в главных городских районах не должно было нарушать особенности их застройки, а органически включитьс€ в нее, сделать ее более целесообразной. Ётой задаче наиболее отвечал именно пассаж. ќбъедин€€ две, а иногда несколько магистралей он представл€ет собой симметричную улицу, доступную только пешеходам и защищенную от непогоды. ‘асады магазинов, выход€щие в застекленный проход, симметричны и одинаковы на всем прот€жении, что отличает пассаж от обычной коммерческой улицы.
¬ ћоскве с 1835 по 1913 год было построено дес€ть торговых пассажей: √алере€ √олицына (1835-1839), —олодовниковский (1862-1884), јлександровский (около 1865), ƒжамгаровский (1870-1877), јлексеева (1873), Ћуб€нский (1882-1885), “верской (1887-1895), ¬ерхние “орговые р€ды (1889-1894), ѕетровский (1904-1906) и √олофтеевский (1912-1913).
 
   
  —егодн€ в градостроительстве наблюдаетс€ тенденци€ разделени€ транспортных и пешеходных территорий, создани€ комфортабельных пешеходных зон, отделенных от магистралей и защищенных от непогоды. ¬ этом смысле архитектура "больших пространств" имеет широкие перспективы развити€. ¬ последние дес€тилети€ почти все вновь стро€щиес€ городские и большинство загородных торговых центров в зарубежных странах компонуютс€ на основе пассажей (единичных, параллельных и пересекающихс€) и их расширений в виде атриумов. ¬ процессе реконструкции исторической застройки создаютс€ целые системы пассажей, как, например, в √амбурге. «десь и пешеходные проходы, и мелкорознична€ торговл€, а на пересечени€х и разветвлени€х - места выступлений небольших эстрадных групп, детских коллективов,молодежных "тусовок". ќбширна€ сеть пассажей, с активно освоенным подземным пространством, значительно обогащает функциональное содержание и архитектурный облик исторического центров городов.
 
   
  ” пассажа, как вида торговой застройки огромные перспективы. ¬ стесненных пространствах городских центров это, пожалуй единственный способ расширить благоустроенное, комфортное и коммерческое пространство, при сохранении внешнего облика архитектурной среды, обеспечить новыми, современными необходимыми функци€ми. Ѕольшинство торговых центров размещенных в пассажах имеют статус архитектурных или культурных пам€тников. Ёто дает дополнительный ресурс дл€ привлечени€ покупателей, особенно туристов.  
   
  ѕассаж - синоним дорогого, роскошного магазина, где представлены самые известные модные и торговые брэнды в своих фирменных бутиках. —оответственно выгл€дит и отделка интерьеров. Ќатуральный камень, полированный металл в индивидуально решенных детал€х вовсе не прихоть, а об€зательный атрибут внутренних пространств пассажа.  ак правило интерьер, визуальна€ информаци€ и идентификаци€ проектируютс€ в едином комплексе  
   
  ≈ще один вид торговой застройки по€вилс€ на рубеже XVIII-XIX. ѕродолжа€ традиции градообразовани€, но при дефиците земельных участков была осуществлена иде€ многоэтажного торгового дома. —амо по€вление таких домов становилось событием в истории города. ¬ них примен€лись уникальные инжененрные решени€ и самые передовые технологии строительстства.  роме того они были демократичнее пассажей. ¬ стремительно развивающемс€ Ќовом свете такие сооружени€ именовались "department store". ¬ ≈вропе носили фамилии торговых династий, а в советской –оссии - универмаги. ¬ каком-то смысле они были демострацией преимуществ социальной системы ———– и демострировали уровень потреблени€ советского народа сопоставимый с западным средним классом. ¬ласть очень трепетно относилась к универмагам дл€ них выдел€лись лучшие городские участкии по всей стране их было построено огромное количество.  
   
  ќчень характерна истори€ московского ÷”ћа. ¬ 1908 году по заказу компании Ђћюр и ћерилизї, на месте сгоревшего здани€ по проекту –. ».  лейна было построено новое. ѕри строительстве впервые в –оссии был использован железобетон. —енсацией стало по€вление в магазине электрических лифтов - невиданной редкости по тем временам. «дание было признано архитектурным шедевром. ѕосле революции торговый дом был национализирован и переименован в ÷”ћ. Ќо москвичи-старожилы и сейчас помн€т его прежнее название.
Ђћюр и ћерилизї стал неотъемлемой частью истории ћосквы. Ќаверное нет на земле такого города, который не гордилс€ бы своими магазинами -пам€тниками. „асто их брэнды станов€тс€ национальным досто€нием. “орговые марки "≈лисеевский", "√”ћ", ƒетский мир" известны во всем мире, а их здани€ охран€ютс€ как реликвии.
 
   
   аждое врем€ оставл€ет на земле свои пам€тники. Ёто не самоценный процесс. ”никальные сооружени€ создают общественный интерес, станов€тс€ источниками новостей, а следовательно, такой формат весьма привлекателен дл€ торговли, расходующей огромные средства на привлечение покупательского внимани€. ћагазины включенные в списки достопримечательностей безусловно лучше посещаютс€. Ћегендарные магазины вход€т в историю и их реконструкци€ ведетс€ с большой осторожностью.  азалось бы малоинтересна€ архитектура бывшего "Centrum", теперь принадлежащего знаменитой торговой системе "Kaufhof" на јлександрплац в Ѕерлине вр€д ли когда-нибудь радикально изменит свой облик. Ѕыть в истории дл€ торговли значительно выгоднее, чем тратитьс€ на реконструкцию и ребрэндинг.  
   
  Ќовые легенды - Selfridges Department Store, Birmingham.
Ёкзотический торговый центр в пешеходном маршруте "кольцо буйвола" стал новым символом Ѕирмингема. „то-то вроде Ёйфелевой башни, по значению. »нновационна€ экзотическа€ архитектура замечательный фактор образовани€ покупательского потока.
 
   
  ѕромышленна€ революци€ с XVIII века принципиально мен€ет внешний вид и фукцию торговых сооружений. ќгромные оптово-розничные рынки дл€ товаропризводителей и торговцев впервые по€вл€юс€ в јнглии - колыбели фабрично-мануфактурного производства. ”же никакой центр города не в состо€нии вместить сотни тыс€ч покупателей. «адача решилась созданием крытых рынков на территори€ с относительно дешевой землей с помощью по€вившихс€ к тому времени сборных металлических строительных конструкций. Ётот метод экономичных укрытий остаетс€ неизменным и по сей день.  
   
  –ациональна€ архитектура без излишеств стала определенным стандартом дл€ торговых сооружений в пригородах и спальных районов городов. ѕри всем этом визуальное обозначение или ди-зайн идентификации торговых объектов становитс€ чуть ли не единственным средством отличи€ типовых, ангароподобных зданий современных супер и гипермаркетов. ‘ирменный стиль формируетс€ за счет острых цветовых решений, логотипов торговых компаний, увеличенных до гигантских размеров, хорошо читаемых с многокилометровых рассто€ний.  
   
  “ранснациональные сети задали определенную корпоративную культуру, с которой приходитс€ считатьс€ и российскому бизнесу, почти всегда имеющему свою особую точку зрени€ основанную на ностальгических вкусовых пристрасти€х. –ациональный дизайн с трудом приживаетс€ в –оссии, но интеграци€ ценностей в мировой культуре торговли все же неизбежна.