sibalux.ru avanta [21/Jul/2017:15:46:32 +0300] 200 11906 255 0 /аВљV иВљ ’љрВљ V
ЭВОЛЮЦИЯ МЕСТ ПРОДАЖ
 
Дизайн как метод обустройства мест для торговли существует, видимо с того самого момента, когда первый в истории торговец попытался сбыть свой товар. Именно в те древние времена определились первичные условия взаимодействия интересов по разные стороны прилавка, которые в итоге стали незыблемыми принципами существования всей земной цивилизации. С древнейших времен товарообмен и торговля стали фактором стремительного развития коммуникаций. По мере увеличения объемов товарооборота и количества заинтересованных лиц сообществу пришлось решать множество организационных и сопутствующих задач, и способы их решения я бы риск-нул назвать методом системного дизайна. В самом деле, чтобы провести ра-зовую торговую операцию на примитивном уровне, ничего особенного не нужно. Продавец, покупатель и, собственно, сам товар. Можно даже не уметь разговаривать - достаточно жеста и мимки. Однако, когда товара много, чтобы реализовать его, приходится думать об элементарной эффективности процесса продажи. Все это отражается в факторах, обеспечивающих продажу максимального количества товара при минимальных издержках.
   
  Эта корневая аксиома торгового бизнеса не претерпела никаких изменений от первобытного до постиндустриального общества. Более того, в современном мире уживаются самые разные технологии продаж - от доисторического стихийного рынка до высокоорганизованных и безупречных, с точки зрения профессиональной логистики транснациональных сетевых торговых систем.
 
   
  Изначально, в эпоху доисторических отношений, места простого товарообмена не выходили за пределы привычного ореала обитания племен. Рынки появились уже как непременный артибут древних цивилизаций. Помимо чисто коммерческих, они выполняли множество социальных и культурных функций, становились своеобразными коммуникационными перекрестками. Это и определяло их местоположение в пространстве поселений. Очень скоро торговые площадки рынков приобрели градообразующее значение. До сих пор в старинных городах Европы центр исторического планировочного ядра называют рыночной или ратушной площадью.
 
   
  Традиционно, торговле покрови-тельствовали высшие силы, например у древних римлян - бог Меркурий. Отчасти это сохранилось и в христианские времена. Вблизи торговых мест ставились церкви, дабы святые «блюли» справедливость сделок, а торг совершался в присут-ствии свидетелей и судей самого высшего уровня. Соседство торга с храмами было явлением естественным. Торговля в древности, в целом не считалась занятием неблагородным, а торговцы - людьми «второго сорта». Конечно, к людям, существующим за счет наживы и, стало быть, нарушающим священный принцип справедливости, отношение было неоднозначным. Не случайно, может быть, самые большие пожертвования на благотворительные цели исходили от купечества, как бы замаливавшего грех наживы.  
 
 
   
  Разумеется, вблизи рынков должны были быть удобные пути для подвоза товаров. Иногда, в силу специфики местного транспорта, торговля возникала в достаточно экзотических местах: например, в Таиланде до сих пор процветает и развлекает многочисленных туристов очень экзотический плавучий рынок.
Судьба и развитие торговых площадей складывается по-разному. Но, как правило, они принадлежат к историческим достопримечательностям, объектам-памятникам и веками сохраняются в неизменном виде. Собственно, и сам процесс торговли там в большой степени носит развлекательный характер.
 
   
  В основе технологического развития рыночных площадок обычно лежит экономическая целесообразность. Часто дешевле построить новый рынок на новом месте, чем распутывать клубок устоявшихся традиций, собственности, местных раритетов. Поэтому где-нибудь в Германии, Италии или Франции рынок с точки зрения принципов обустройства выглядит почти так же, как и в Китае и Индии разумеется с учетом национальных культурных особенностей. Процесс приобретения товаров на рынке доставляет и аборигенам и туристам особое удовольствие. Можно и поторговаться, и почувствовать, что вы самый любимый, самый желанный покупатель. Продавцы рынка быстро запоминают постоянных клиентов и балуют их всевозможными скидками.  
   
  Обычно такие рынки располагаются непосредственно на городских улицах и площадях. Прилавки и навесы на случай непогоды сооружаются с помощью легких складных и мобильных конструкций. С завершением дня торговля бесследно исчезает, чтобы появиться вновь следующим ранним утром. Время невластно над уличными рынками, как правило, они занимают муниципальные территории, по регламенту не подлежащие капитальной застройке. А следовательно, активизация городской жизни и поддержка покупательских потоков в таких местах дает городской казне постоянный источник налоговых поступлений. Обычно кварталы капитальной застройки, примыкающие к уличным экзотическим рынкам, очень привекательны и для стационарной, магазинной торговли. Цены на торговую недвижимость там всегда высоки, что обусловлено спецификой покупательской аудитории, априори нацеленной на импульсивное решение купить какой-нибудь сувенир на память или гарантированно наисвежайшие продукты. Естественно, рентабельность рыночной торговли невысока, но относительно низкие ставки аренды на городские территории общего пользования, устоявшаяся десятилетиями культура продавцов позволили сохранить этот уникальный феномен исторического рынка до наших дней, а возможно, и далеко в будущее.  
   
   
  В России представление о цивилизованном уличном рынке, к сожалению, утрачено не без помощи советской власти. При всей уникальности социальных преобразований постперестроечного периода традиции дореволюционной российской торговли, воспетой Гиляровским, возродить не удалось. Несмотря на то, что в 90-е годы прошлого века почти все центральные улицы городов представляли собой один стихийный рынок, торговый бизнес при содействии административных властей окончательно повернул в сторону наращивания капитализации торговли. Незаметно уличная торговля исчезла, видимо навсегда. Около станций метро еще можно увидеть нелегальных старушек с букетиками цветов или квашеной капустой, но это уже рудименты "великого торгового бума перестройки". Остались киоски, и маленькие торговые павильоны. У них тоже есть своя история, и она происходила у меня на глазах и даже при моем участии.  
   
  Как главный художник Москвы я непосредствнно отвечал за внешний вид мелкорозничной торговли и лично способствовал ликвидации стихийных рынков. Спустя много лет, фотографии толпы Тишинского рынка, на месте которого давно возвышается солидный супермаркет, вызывают ощущение чего-то недооцененного и недопонятого, но безвозвратно утраченного, хотя у меня и не было никаких возможностей повлиять на процесс. Но именно тогда было выполнено несколько системных дизайн проектов самоорганизующейся городской торговой среды, которые по разным причинам не были реализованы.  
   
  Стабильные потоки покупателей на уличных рынках создали спрос на помещения уже под стационарные магазины. Капитальное строительство в центрах городов уже целенаправлено обслуживало потребности торговли но площадей все же не хватало. Именно этим обусловлено появление первых прототипов современных торговых центров - торговых рядов. Они строились повсеместно, иногда дополняя, а иногда и вытесняя уличную торговлю. Формат сооружений торговых рядов оказался очень удачным, он не только дал возможность значительно улучшить условия комфорта торговой среды, но и выполнять некоторые социокультурные фукции городской инфраструктуры. В русских городах тороговые ряды играли роль своеобраных общественных центров. Это подтвеждает и их центральное месторасположение в структуре городской застройки.  
   
  Возведенный в Петербурге в 1761-1785 годах Большой Гостиный дворне только вобрал в себя опыт строительства сооружений подобного типа, но и послужил образцом для многих тороговых зданий с открытыми галереями, построенных в других городах России.
Гостиный двор почти сразу сделался своего рода достопримечательностью столицы, более того - едва ли не главным центром проведения досуга, местом развлечения. За несколько десятилетий он стал торговым городом с десятками магазинов и складов. Галереи Гостиного двора жили особой жизнью, здесь сложился свой быт, нравы, законы и обычаи. Яркие предпраздничные торги, елочные базары, рекламы распродаж, извозчичья - все это не вмещалось в самом Гостином, а располагалось на близьлежащих улицах, придавая окружающему району своеобразный колорит и празд-ничное оживление. К началу двадцать первого века Гостиный двор продолжает оставаться крупнейшим центром демократичной торговли.
 
   
  Первый пассаж - Галери де Буа - был построен в 1788 году в Париже, во дворце Пале-Рояль (от французского paasаge -проход) , Сплошное стеклянное покрытие впервые появилось в 1808 году над парижским пассажем Делорм. К середине XIX века во французской столице насчитывалось уже более двадцати пассажей. Тогда же идею подхватили архитекторы других стран, причем они стремились превзойти парижан масштабами и грандиозностью и создать "свой собственный Пале-Рояль". За довольно короткий срок пассажи появились практически в каждой столице, став символом процветания и благополучия. Пространственная основа пассажа - протяженное торгово-пешеходное пространство со светопрозрачным покрытием.  
   
   
  "Пассаж", построенный в 1846-48г.г. архитектором Р. А. Желязевичем на участке Санкт-Петербурга, купленном в 1846г. графом Эссен Стенбок-Фермором. Композиционной осью 3-этажного здания "Пассажа" была застекленная галерея между Невским проспектом и Итальянской улицей. Помимо 64 магазинов, в которых преимущественно велась торговля дорогой одеждой, ювелирными изделиями и другими предметами роскоши, здесь работали кондитерские, кофейни, "кабинет восковых скульптур", "анатомический музеум", различные панорамы и диорамы. Имелся зал, где проводились концерты, публичные лекции и. В начале XX века помимо музыкальных представлений стали гастролировать драматические труппы. С 1908 ежегодно гастролировал московский театр С.Ф.Сабурова. В 1913 Пассаж стал для него постоянной постоянной сценической площадкой.
Московские пассажи быстро приобрели популярность обеспечили успех соединения светских развлечений с эксклюзивной торговлей, обогатили как торговую, так и пешеходно-коммуникативную сеть центра города.
 
   
  В связи с тем, что в XIX веке во всех крупных европейских городах исторические центры уже были осознаны как культурная ценность, новое строительство для современных функций в главных городских районах не должно было нарушать особенности их застройки, а органически включиться в нее, сделать ее более целесообразной. Этой задаче наиболее отвечал именно пассаж. Объединяя две, а иногда несколько магистралей он представляет собой симметричную улицу, доступную только пешеходам и защищенную от непогоды. Фасады магазинов, выходящие в застекленный проход, симметричны и одинаковы на всем протяжении, что отличает пассаж от обычной коммерческой улицы.
В Москве с 1835 по 1913 год было построено десять торговых пассажей: Галерея Голицына (1835-1839), Солодовниковский (1862-1884), Александровский (около 1865), Джамгаровский (1870-1877), Алексеева (1873), Лубянский (1882-1885), Тверской (1887-1895), Верхние Торговые ряды (1889-1894), Петровский (1904-1906) и Голофтеевский (1912-1913).
 
   
  Сегодня в градостроительстве наблюдается тенденция разделения транспортных и пешеходных территорий, создания комфортабельных пешеходных зон, отделенных от магистралей и защищенных от непогоды. В этом смысле архитектура "больших пространств" имеет широкие перспективы развития. В последние десятилетия почти все вновь строящиеся городские и большинство загородных торговых центров в зарубежных странах компонуются на основе пассажей (единичных, параллельных и пересекающихся) и их расширений в виде атриумов. В процессе реконструкции исторической застройки создаются целые системы пассажей, как, например, в Гамбурге. Здесь и пешеходные проходы, и мелкорозничная торговля, а на пересечениях и разветвлениях - места выступлений небольших эстрадных групп, детских коллективов,молодежных "тусовок". Обширная сеть пассажей, с активно освоенным подземным пространством, значительно обогащает функциональное содержание и архитектурный облик исторического центров городов.
 
   
  У пассажа, как вида торговой застройки огромные перспективы. В стесненных пространствах городских центров это, пожалуй единственный способ расширить благоустроенное, комфортное и коммерческое пространство, при сохранении внешнего облика архитектурной среды, обеспечить новыми, современными необходимыми функциями. Большинство торговых центров размещенных в пассажах имеют статус архитектурных или культурных памятников. Это дает дополнительный ресурс для привлечения покупателей, особенно туристов.  
   
  Пассаж - синоним дорогого, роскошного магазина, где представлены самые известные модные и торговые брэнды в своих фирменных бутиках. Соответственно выглядит и отделка интерьеров. Натуральный камень, полированный металл в индивидуально решенных деталях вовсе не прихоть, а обязательный атрибут внутренних пространств пассажа. Как правило интерьер, визуальная информация и идентификация проектируются в едином комплексе  
   
  Еще один вид торговой застройки появился на рубеже XVIII-XIX. Продолжая традиции градообразования, но при дефиците земельных участков была осуществлена идея многоэтажного торгового дома. Само появление таких домов становилось событием в истории города. В них применялись уникальные инжененрные решения и самые передовые технологии строительстства. Кроме того они были демократичнее пассажей. В стремительно развивающемся Новом свете такие сооружения именовались "department store". В Европе носили фамилии торговых династий, а в советской России - универмаги. В каком-то смысле они были демострацией преимуществ социальной системы СССР и демострировали уровень потребления советского народа сопоставимый с западным средним классом. Власть очень трепетно относилась к универмагам для них выделялись лучшие городские участкии по всей стране их было построено огромное количество.  
   
  Очень характерна история московского ЦУМа. В 1908 году по заказу компании «Мюр и Мерилиз», на месте сгоревшего здания по проекту Р. И. Клейна было построено новое. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Сенсацией стало появление в магазине электрических лифтов - невиданной редкости по тем временам. Здание было признано архитектурным шедевром. После революции торговый дом был национализирован и переименован в ЦУМ. Но москвичи-старожилы и сейчас помнят его прежнее название.
«Мюр и Мерилиз» стал неотъемлемой частью истории Москвы. Наверное нет на земле такого города, который не гордился бы своими магазинами -памятниками. Часто их брэнды становятся национальным достоянием. Торговые марки "Елисеевский", "ГУМ", Детский мир" известны во всем мире, а их здания охраняются как реликвии.
 
   
  Каждое время оставляет на земле свои памятники. Это не самоценный процесс. Уникальные сооружения создают общественный интерес, становятся источниками новостей, а следовательно, такой формат весьма привлекателен для торговли, расходующей огромные средства на привлечение покупательского внимания. Магазины включенные в списки достопримечательностей безусловно лучше посещаются. Легендарные магазины входят в историю и их реконструкция ведется с большой осторожностью. Казалось бы малоинтересная архитектура бывшего "Centrum", теперь принадлежащего знаменитой торговой системе "Kaufhof" на Александрплац в Берлине вряд ли когда-нибудь радикально изменит свой облик. Быть в истории для торговли значительно выгоднее, чем тратиться на реконструкцию и ребрэндинг.  
   
  Новые легенды - Selfridges Department Store, Birmingham.
Экзотический торговый центр в пешеходном маршруте "кольцо буйвола" стал новым символом Бирмингема. Что-то вроде Эйфелевой башни, по значению. Инновационная экзотическая архитектура замечательный фактор образования покупательского потока.
 
   
  Промышленная революция с XVIII века принципиально меняет внешний вид и фукцию торговых сооружений. Огромные оптово-розничные рынки для товаропризводителей и торговцев впервые появляюся в Англии - колыбели фабрично-мануфактурного производства. Уже никакой центр города не в состоянии вместить сотни тысяч покупателей. Задача решилась созданием крытых рынков на территория с относительно дешевой землей с помощью появившихся к тому времени сборных металлических строительных конструкций. Этот метод экономичных укрытий остается неизменным и по сей день.  
   
  Рациональная архитектура без излишеств стала определенным стандартом для торговых сооружений в пригородах и спальных районов городов. При всем этом визуальное обозначение или ди-зайн идентификации торговых объектов становится чуть ли не единственным средством отличия типовых, ангароподобных зданий современных супер и гипермаркетов. Фирменный стиль формируется за счет острых цветовых решений, логотипов торговых компаний, увеличенных до гигантских размеров, хорошо читаемых с многокилометровых расстояний.  
   
  Транснациональные сети задали определенную корпоративную культуру, с которой приходится считаться и российскому бизнесу, почти всегда имеющему свою особую точку зрения основанную на ностальгических вкусовых пристрастиях. Рациональный дизайн с трудом приживается в России, но интеграция ценностей в мировой культуре торговли все же неизбежна.